?

Log in

Previous Entry | Next Entry

Когда-то я написала «Легенды Луговой улицы» (1, 2, 3), которые до сих пор считаю одними из лучших своих рассказов. С тех пор мы переехали, пообжились на новом месте, познакомились с новыми соседями. Пришла пора писать легенды Лиственной улицы.



- Марка сегодня видела, - говорю Боре.
- Ну и что, напомнила ему?
- Да не, не успела. И потом, он как-то так улыбается виновато...
- ЧТОООО??? – мы так и будет жить с этой ржавой каракатицей перед домом из-за того, что Марк виновато улыбается?
- Ты понимаешь... Он из тех, кому легче дать, чем объяснить, что не хочется.

Боря не понимает. Он может дать или уступить из сочувствия, а из жалости – никогда.

Почему-то именно Марк впервые заставил меня задуматься о разнице между сочувствием и жалостью. Сочувствие – это сопереживание чужой боли, будь то отнятая любимая игрушка или смерть дорогого человека. Сочувствие может быть разной силы и разной глубины, в зависимости от обстоятельств, но это не взгляд сверху вниз; сочувствие всегда "на равных" - это эмпатия, протянутая рука, протянутая душа. Сочувствие никогда не унижает.

А жалость почему-то ассоциируется у меня с фразой «милость к падшим». Не тем падшим, которых уронили, а тем, которые сами упали. Один и тот же развод побудит кого-то перестроить свою жизнь, а другому опустит руки. Понимаю и тех и других, но первым сочувствую, а вторых – жалею. Я как раз из тех, кто может дать «классическому зануде», потому что достал своим нытьём, и надоело объяснять, что не хочется. И давала. И теряла к такому человеку уважение. Это было начало конца, неизбежно. Не из принципа, отнюдь, просто подобное «нытьё» по сути своей – мольба, а мольба есть унижение. Иногда она оправдана, конечно, но это редкие, критические случаи. Я давно уже поняла про себя, что слабых, не умеющих взять себя в руки людей, могу жалеть, а вот уважать не могу. Не не хочу, а не могу.

***

Началось всё с ерунды. Каждому дому в нашем комплексе полагается одно «пронумерованное» место для парковки машины. Там никто больше не имеет права стоять. Но вокруг ещё несколько парковочных мест общего пользования, и поставить вторую машину почти никогда не составляет труда. Один весьма наглый сосед оставил старую ржавую машину на месте, которое числится за Марком, и уехал. Совсем уехал – в другой штат. Ему эта рухлядь больше не нужна, а платить за отгон неохота было. Поэтому Марк ставит свои машины (одна - для сына) на общие непронумерованные места, сокращая, понятное дело, их количество. Если к кому-то на выходные приезжают друзья, то либо одному из нас, либо китайцу из третьего дома иногда приходится ставить вторую машину на другом конце улицы. К тому же этот огромный уродливый кусок металла портит нам всем вид.

Мы ждали недели две – ну когда же он позвонит в центральный офис и потребует отогнать этoт драндулет? Потом вежливо попросили. Потом ещё раз. Марк каждый раз виновато улыбался и говорил, что вот сейчас-сейчас, и вообще какая мелочь, совсем ведь не трудно запарковаться, зачем качать права, а вдруг тот сосед вернётся... В итоге в офис позвонила я. Они пришли в ужас – какое хамство, эту машину надо срочно отогнать! Только пусть Марк напишет им запрос – хоть пару строчек с подписью – процедура такая, потому что машина теперь ничейная, платить за отгон нам (менеджменту), а трату денег надо документировать. Место-то Марка. Технически, это его проблема и ничья более.

***

Он начал нас избегать. Увидит, что я иду, и нырнёт к себе. Или сидит в машине и делает вид, что слушает музыку - ждёт, пока я с детьми скроюсь за дверью. Пару дней назад Боря написал ему записку – давай, мол, мы за тебя всё сделаем, ты только распишись. Положил в почтовый ящик. Вчера мы с Марком столкнулись нос к носу. Они поздоровался, виновато улыбнулся и прошмыгнул мимо меня. Я ничего не сказала – мне было за него неловко. Слушать очередные сбивчивые оправдания не хотелось.

Муж мой утверждает, что «дать из жалости» (не важно, что дать) - это прежде всего унизить самого себя, опустить себя до уровня того, кого жалеешь. Для Бори гордость - не роскошь, а качество, место которому в верхних строчках хит-парада черт характера, недалеко от порядочности и ответственности. Особенно если речь идёт о мужчине.

А я вот не столь несгибаема. Уступлю. Жалко ведь... Себя жалко. В какой-то степени, это моя слабость тоже. Повоет ребёнок, повоет – и дашь ему конфетку. Плохой метод воспитания, но невозможно же слушать этот вой! Причём со своими-то детьми я терплю – мне важно, что из них получится. А с другими людьми – не важно. Мне неловко за них, неприятно, мне жаль свои нервные клетки. Легче дать, чем. Слабые люди – как дети, они быстро понимают, что если долго ныть и/или давить на жалость, то дадут, и вырабатывают соответствующую манеру поведения. После чего их остаётся только... жалеть.

***

Марк сутулится и имеет слегка побитый вид, как будто только что проиграл большую сумму денег в казино, и надо идти признаваться жене. Жены уже нет – они недавно развелись, а Марк по-прежнему ходит с хвостом между ног, постоянно за всё извиняясь. Возможно, он такой из-за жены. Также возможно, что брак не удался из-за того, что он такой. Где там курица, а где яйцо, мы никогда не узнаем.

Не спешите доставать носовые платки. Марк - дантист, и очень успешный, оставил жене и детям большой дом в Потомаке, а сам купил townhouse в пяти минутах езды от них. Трёхэтажный трёхспаленный, в хорошем состоянии, в одном из самых дорогих городов страны. Заодно купил себе новый BMW. С деньгами там проблем точно нет. С детьми, кажется, тоже – они приезжают к нему постоянно, выглядят вполне весёлыми и незакомплексованными ребятами, производят хорошее впечатление. Насколько я знаю, развод прошёл тихо-мирно, без драк и катаклизмов, бывшие супруги сохранили нормальные отношения. У Марка даже есть женщина – миловидная дама лет сорока; приезжает на выходные, привозит огромную пушистую собаку, на которой Арик периодически норовит покататься верхом. Марк долго извиняется, что не разрешил моему сыну вскарабкаться на собаку. Потом объясняет, что им пора ехать, и извиняется ещё раз – за то, что дети не успели наиграться с собакой. Даже если он уезжает на пару дней и просит забирать газеты перед его домом, Марк имеет вид пьяницы, просящего трояк на опохмелку и вот-те-крест обещающего отдать. В двадцатый раз.

***

Я не знаю обстоятельств его жизни – ни какие там были родители, ни что он пережил в школе и колледже, ни даже причины развода. Я вполне допускаю... что угодно. Никаких отрицательных чувств я к этому человеку не испытываю,ни в чём его не виню. Но когда я пожалела его вчера, не поставила перед необходимостью в очередной раз юлить, то подумала, что если бы он знал, какие чувства я по отношению к нему, к взрослому, профессионально состоявшемуся мужику, отцу двоих детей, испытываю, то возможно предпочёл бы, чтобы я его ненавидела.

Comments

( 77 comments — Leave a comment )
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
policeman
Mar. 27th, 2007 05:43 am (UTC)
ых
неприятный человек, к таким лучше относиться без жалости. женщине это конечно труднее реализовать, чем мужчине.
а вообще, я солидарен с вашим мужем по поводу гордости. мне уже сто раз обьясняли разные женщины, почему иногда легче дать, чем обьяснять, но в мою голову это так и не уложилось. видимо, это одна из точек принципиального различия между мужчинами и женщинами )
azbukivedi
Mar. 27th, 2007 06:01 am (UTC)
Re: ых
мы бережём свои нервы

вот я не понимаю фразы "она его за муки полюбила"
любить за муки ) - policeman - Mar. 27th, 2007 06:04 am (UTC) - Expand
Re: любить за муки ) - azbukivedi - Mar. 27th, 2007 06:10 am (UTC) - Expand
Re: ых - yeziz - Mar. 27th, 2007 08:16 am (UTC) - Expand
red_rat_catcher
Mar. 27th, 2007 05:49 am (UTC)
"шашечки или ехать"?
вообще то для того чтобы проблему с машиной решить- Марка надо один раз заставить подписать. а потом уже жалеть вдосталь.
azbukivedi
Mar. 27th, 2007 06:01 am (UTC)
точно, подловить в тёмном углу... :)
(no subject) - red_rat_catcher - Mar. 27th, 2007 06:07 am (UTC) - Expand
sergeax
Mar. 27th, 2007 05:55 am (UTC)
Буквально полбутылки бензина решили бы вашу проблему за одну ночь.
azbukivedi
Mar. 27th, 2007 06:01 am (UTC)
машины все впритык стоят :)
(no subject) - sergeax - Mar. 27th, 2007 06:05 am (UTC) - Expand
kadis
Mar. 27th, 2007 05:59 am (UTC)
таки - да.
спасибо
azbukivedi
Mar. 27th, 2007 06:02 am (UTC)
тебе, дорогой, завсегда пожалуйста
onyx
Mar. 27th, 2007 06:00 am (UTC)
Как старый пироман, предлагаю воспользоваться двухлитровой пластиковой бутылкой из–под какой–нибудь соды и спичками. Ты будешь удивлена, как быстро горит машина, на капот которой поставлена зажженная пластиковая бутылка. Сам был свидетелем такого безобразия на Пятой авеню, джип сгорел – пожарные подъехать не успели :).

А вообще надо мужика за жабры. Если не берется, то жалобу лендлорду. На мужика. Место–то его.
azbukivedi
Mar. 27th, 2007 06:03 am (UTC)
Какой лендлорд, это его дом? Просто офис должен официально отгонами заниматься почему-то. Правила такие. А им пофиг - это же его личное место.
Машины стоят впритык, я бы не рисковала с огнём...
(no subject) - onyx - Mar. 27th, 2007 06:05 am (UTC) - Expand
(no subject) - azbukivedi - Mar. 27th, 2007 06:08 am (UTC) - Expand
(no subject) - onyx - Mar. 27th, 2007 06:11 am (UTC) - Expand
(no subject) - vnarod - Mar. 27th, 2007 02:23 pm (UTC) - Expand
(no subject) - onyx - Mar. 27th, 2007 03:16 pm (UTC) - Expand
nechaman
Mar. 27th, 2007 06:17 am (UTC)
Я вот должна по суду получить от подрядчика 100 шекелей (доларов раз в 4 меньше), которые человек отдавать не хочет, и всего-то надо чтобы им занялась соответствующая инстанкция и отняла деньги или отобрала имущество за долг. А я готова на это плюнуть, уж очень противно связываться.
Мои мужики придерживаются другого мнения, и кажется, чем-то там заняты, что включает частное расследование и отнимание денег.
Не знаю, о чем это говорит в отношении меня, о недостатке гордости, или лени, или страхе.
Не жалейте меня, не надо. Я вообще об этом никому не рассказываю, а тут к слову пришлось.
Может ваш сосед слишком щепетилен?
azbukivedi
Mar. 27th, 2007 02:09 pm (UTC)
Понимаете, в данном случае это ваши деньги, и только ваше дело. Представьте, что это были бы общественные деньги - на нужды дома или на торт на общий ДР детей. А получить их могли бы только вы. ОК, вы бы, может, свои отдали.
А тут огромный старый ржавый SUV перед нашим носом. Это не его личное дело, понимаете?
(no subject) - nechaman - Mar. 27th, 2007 03:01 pm (UTC) - Expand
inostranka
Mar. 27th, 2007 07:01 am (UTC)
Я только не понимаю, почему это только проблема Марка? Ведь если он на вашем пронумерованном месте запаркуется, то вы можете тоже пожаловаться? И китаец тоже самое? А уж если Марк готов ради неподписывания бумажки всегда самому на другом конце улицы парковаться, то может ему все же этот драндулет и нужен зачем-то - место-то его, ему и решать как им пользоваться.
azbukivedi
Mar. 27th, 2007 02:05 pm (UTC)
Если на моём месте запаркуются, я могу пожаловаться. А на его - только он. Правила такие.
Да заставим мы его это подписать, заставим... Машина эта никому даром не нужна.
fromtxwithlove
Mar. 27th, 2007 07:17 am (UTC)
Врядли стоит жалеть. Похож на профессионального шлемазала хитрожепого. Он своим видом клиентов подманивает, или еще какие проблемы решает. Перед ним сами нужно начать извиняться, не важно за что.
azbukivedi
Mar. 27th, 2007 02:03 pm (UTC)
Я тут уже кому-то сказала - если это выбранная им маска, то мне его жаль тем более. Тогда совсем не мужик.
(no subject) - fromtxwithlove - Mar. 27th, 2007 05:22 pm (UTC) - Expand
albir
Mar. 27th, 2007 07:59 am (UTC)
Бог с ним, с Марком, мне много интересней мысли, залаженные в повествовании. А последняя фраза просто блеск!
azbukivedi
Mar. 27th, 2007 01:49 pm (UTC)
Да, Марк тут лишь облекает в форму...
sable_fuzzy
Mar. 27th, 2007 08:51 am (UTC)
Я бы написала сама заявление от имени Марка, прихватила бы ручку, папки вниз, постучалась бы в дверь, и, мило улыбаясь, выдала ручку, и настойчиво предложила бы подписать. И я уверена - подписал бы
azbukivedi
Mar. 27th, 2007 02:01 pm (UTC)
возможно, этим кончится
lublue
Mar. 27th, 2007 09:19 am (UTC)
Я не поняла, при чем тут жалость и за что надо жалеть этого Марка. За жалкий вид? Дык уже понятно, что это маска. И какая разница, почему люди разводятся? Есть тысячи причин, не так уж интересно во все вникать. Вам Марк мешает как сосед, а не как сферический нытик в вакууме, и мешает конкретно машиной в неположенном месте, ну и решайте свою конкретную проблему. Устройте ему громкий скандал, заблокируйте ему выезд в ультимативной форме, напишите жалобу в муниципалитет, копию в минздрав, копию - "зеленым", упирая на загрязнение окружающей среды. Поджигать машину или колоть шины, может быть, и не придется.:))

(если бы я вникала во все тонкости "восточных" душ, гадящих по всему окружающему пространству, то давно бы сошла с ума, например, от криков соседского петуха, оно мне надо? а так пригрозила(!) жалобой - сами убрали)
azbukivedi
Mar. 27th, 2007 02:01 pm (UTC)
Это две разные вещи. Проблему решать будем, конечно, не мытьём, так катаньем.
А Марк вызывает жалость... потому что вызывает. Потому, что выбрал именно такую маску. Это размышления на тему.
(no subject) - lublue - Mar. 27th, 2007 02:05 pm (UTC) - Expand
markus50
Mar. 27th, 2007 09:40 am (UTC)
Он может дать или уступить из сочувствия, а из жалости – никог-aforizm
azbukivedi
Mar. 27th, 2007 01:58 pm (UTC)
я запатентую :)
timka21213
Mar. 27th, 2007 12:01 pm (UTC)
Сговорились?
azbukivedi
Mar. 27th, 2007 01:57 pm (UTC)
Re: Сговорились?
Так там голодные дети. Им действительно всё можно. Ну, почти.
Им я СОЧУВСТВУЮ.
Re: Сговорились? - timka21213 - Mar. 27th, 2007 02:38 pm (UTC) - Expand
esya
Mar. 27th, 2007 12:52 pm (UTC)
ochen' smeshno poluchilos' - ya tebya unizhu - ya tebya pozhaleyu, zhenskaya takaya logika :) Hotya ya znayu, chto smysl v posledney fraze - ee ne kommentituyu.
azbukivedi
Mar. 27th, 2007 01:50 pm (UTC)
Нет, унизишь ты сам себя - нытьём, ДО меня.
tainka
Mar. 27th, 2007 12:55 pm (UTC)
проассоциировалось...
однажды услышанная формулировка врезалась в память. потому что, хотя сформулировала не я, но уж очень "моё":
"жалость, смешанная с омерзением"
это сказал мужчина о мужчине... да, тот самый случай, когда человек... сам не знает, чего хочет и ведет себя как тряпка...

не очень приятные воспоминания ассоциируются, но все так и есть... хорошо ты написала!..
azbukivedi
Mar. 27th, 2007 01:47 pm (UTC)
Re: проассоциировалось...
Спасибо.
У меня жалость не всегда смешана с омерзением, чаще с брезгливостью или даже лёгким презрением.
Re: проассоциировалось... - tainka - Mar. 27th, 2007 01:51 pm (UTC) - Expand
ben_tal
Mar. 27th, 2007 12:59 pm (UTC)
Дикие у Вас порядки ;-)
В Израиле это устроено так: звонишь в мэрию, сообщаешь о брошенной на чужом месте машине (или просто "старый тарантас неделями без движения стоит"). Приезжают бравые ребята и буксируют её на спец стоянку. Хазяин тачки за ВСЁ заплатит. Включая безумно дорогую спец. стоянку... Твоя ответственность только в том, что это не его место!
azbukivedi
Mar. 27th, 2007 01:45 pm (UTC)
Да тут тоже так в 90% случаев. У нас просто этот звонок осуществляет офис. Но звонить-то должен хозяин занятого места!
А плата производится, когда хозяин машины хочет её забрать. А этот забрать не захочет. Поэтому и платить не будет. И не заставят, потому что он в другом штате. У нас автономия штатов, если дело не касается криминала.
(no subject) - ben_tal - Mar. 27th, 2007 02:16 pm (UTC) - Expand
savall
Mar. 27th, 2007 01:49 pm (UTC)
Согласен с Борей. На 200%.
azbukivedi
Mar. 27th, 2007 01:54 pm (UTC)
Да теоретически и я согласна. Это инстинктивная реакция.
anirinka
Mar. 27th, 2007 03:13 pm (UTC)
А если подловить с бумагой в руках? Написать и носить с собой в сумке, или как-нибудь ещё - вы же там знаете, когда с ним пересекаетесь?
Я в общем-то серьёзно. Подпись поставить недолго, виноватый взгляд проигнорировать со словами о том, что это не только его личное дело, а общественное.
sannichka
Mar. 27th, 2007 04:30 pm (UTC)
угу, у меня была такая же идея :)
(no subject) - azbukivedi - Mar. 27th, 2007 09:06 pm (UTC) - Expand
sannichka
Mar. 27th, 2007 04:30 pm (UTC)
мне кажется, у многих "висит" такой невидимый список вещей, которые нужно сделать. это пожирает энергию, но люди неосознанны и так и спят в неудобной позе.
azbukivedi
Mar. 27th, 2007 09:04 pm (UTC)
когда это касается только их я не возражаю...
(no subject) - sannichka - Mar. 27th, 2007 11:09 pm (UTC) - Expand
flotus
Mar. 27th, 2007 05:35 pm (UTC)
Света, let me voice the minority opinion.
У нас была похожая ситуация в нашем старом таунхаузе, только мы были по другую сторону народного гнева. Наша испанская подруга Кармен оствив нам свой раздолбанный Аккорд укатила на месяц на левый берег. Одномесячная поездка плавно переросла в around-the-world cruise где-то на пол года. Нельзя сказать что я избегал соседей всё это время, но ответы вежливым но настойчивым соседям я давал в стиле твоего neighborhood schlemazl: надо подождать, а вдруг она вернется. К счастью среди моих соседей не оказалось hotheads вроде Бори и тачка дождалась Кармен, хоть и вся засратая голубями. Мне кажется во избежание прослыть neighborhood parking nazi - дайте соседу возможность вернутся. Ну а если не терпится и кровь бурлит - купите бензопилу и порежьте эту тачку нахрен на глазах всего микрорайона, чтобы гады знали с кем имеют дело:):)
azbukivedi
Mar. 27th, 2007 09:01 pm (UTC)
Сосед с Марком толком не знаком, да и переехал тот на совсем, так что не то, мне кажется...
ulay
Mar. 27th, 2007 06:46 pm (UTC)
Мне кажется, в этих делах люди делятся на 2 основные категории. Просто психика по разному устроена. Первая группа говорит - "легче дать...", "себе дороже..." или, например "жалко на это силы (нервы, деньги, время...) тратить". Вторые утверждают, что для них невыносимо сознание того, что кто-то делает из них фраеров и соответственно им не жалко ни сил, ни времени, ни денег. Вопрос приоритетов. Как и все остальное в жизни.
azbukivedi
Mar. 27th, 2007 08:57 pm (UTC)
А третьи - это те, кто ставит нас перед этим выбором. :)
juan_gandhi
Mar. 27th, 2007 09:42 pm (UTC)
Почему вас-то это должно трогать? Не нравится - так съедьте. А то вы берете на себя функции жилконторы.

Мало ли, человек интеллигентный. Я б уважал.
azbukivedi
Mar. 27th, 2007 09:46 pm (UTC)
Как это съедьте? Это наш дом. Соседи должны своих соседей уважать.
Уважать я его, пардон, не могу. Не получаацца.
dklein
Mar. 27th, 2007 10:57 pm (UTC)
А вот представь себе, пошла ты случайно к нему на прием и оказалось, что у него золотые руки. Или что он в постели оказался мужик, каких мало. И не зануда вовсе. Зауважала бы ты его обратно?

И, кстати, к вопросу о детях, по-моему, хуже нет, чем родители, которые никогда не уступают детям из жалости.
azbukivedi
Mar. 27th, 2007 11:37 pm (UTC)
ну, иногда уступаю, конечно :))
в постель я бы с ним не легла, это исключено
а золотые руки - это хорошо
Гитлер вот был очень талантливым художником
(Anonymous)
Mar. 28th, 2007 03:07 am (UTC)
О слабости, жалости и определении мужесвенности
Тут мы с одним моим приятелем недавно заговорили об определении мужесвенности. Он спросил у меня, кого из наших общих знакомых я считаю наиболее мужественным и почему. Стала я перебирать мысленно всех своих знакомых мужчин и вдруг поняла, что самые мужественные для меня - это те, которые не смогли бы ни в чём отказать плачущей женщине. Так я приятелю и сказала. Он подумал, подумал, и согласился.
Вот так вот!

Н.
azbukivedi
Mar. 28th, 2007 03:33 am (UTC)
Re: О слабости, жалости и определении мужесвенности
у нас с вами разные определения мужественности
мужчина, позволяющий собой манипулировать... впрочем, не важно
(Anonymous)
Mar. 28th, 2007 03:56 am (UTC)
О слабости, жалости и определении мужесвенности
Да нет, дело не в том, что дают собой манипулировать. Я говорю о достаточно сообразительных мужчинах.
Дело в необыкновенно высокой сопереживательной способности и великодушии. имхо, разумеется...

Н.
azbukivedi
Mar. 28th, 2007 04:09 am (UTC)
Re: О слабости, жалости и определении мужесвенности
просто женщины часто таким образом манипулируют мужчинами
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
( 77 comments — Leave a comment )