?

Log in

Previous Entry | Next Entry

В прошлое воскресенье я побывала не интереснейшем вечере в Роквилле, штат Мэриленд, посвящённому сороколетию движения за освобождение советских евреев. «Let my people go. 40-year anniversary.» «Что такого произошло сорок лет назад?» - спросите вы. Евреи покидали Россию с середины, если не с начала, 60-х, а борьба отказников за право уехать набрала силу не сорок лет назад, а сорок один –после победы Израиля в войне 67-го. Сороковую годовщину чего мы здесь, собственно, отмечаем?

В том-то и дело, что мы привыкли рассматривать события в СССР с середины 60-х и до конца 80-х годов со своей колокольни. Ничего плохого в этом нет – уж на какую колокольну залезли по праву рождения, на той и сидим. Проведя многие часы в разговорах с отказниками и прочитав несколько книг о правозащитном движении в СССР, я много узнала о Щаранском, Иде Нудель и других героях того времени, о зверствах КГБ, о непробиваемости ОВИРа, o страданиях разлучённых семей, и так далее. О «советской» стороне проблемы я могу говорить бесконечно – больная тема. Про американскую же часть сей саги я до прошлого воскресенья знала всего две вещи:

1) Они нас поддерживали, морально и материально – звонили, посылки присылали.

2) Есть некая поправка Джексона Вэника, что-то про право евреев СССР на эмиграцию. Отпусти народ мой, а то хуже будет. Россияне считают, что её давно пора отменить, но американцы почему-то не торопятся.

Как оказалось, я не знала почти ничего, а из того, что знала, половину понимала неправильно. Скажу сразу, американская сторона этой истории куда менее трагична: никого не сажали на длительный срок, не ссылали и не разлучали с близкими людьми. Однако, она не менее интересна. То, что я сейчас вам расскажу, в какой-то мере отвечает на вопрос “what makes this country tick.” Эта страна стучит в наше сердце, несмотря на полное отсутствие пепла, не говоря уже о пепелищах.

Давайте начнём с Чарльза Вэника, конгрессмена из Огайо. Он родился в семье чешских иммигрантов в 1913-м году и всю жизнь был набожным католиком. Вэник не имел к евреям абсолютно никакого отношения, и в первые 23 года своей жизни о них и их проблемах не задумывался. В 36-м, когда он начал работать адвокатом, ему поручили заниматься делами еврейских детей из Германии. Их родители по тем или иным причинам не могли покинуть страну, но умудрялись высылать оттуда своих детей, которые потом окольными путями попадали к американским родственникам, друзьям, знакомым, а то и просто чужим людям. В течение нескольких лет Вэник оформлял этим детям и их опекунам документы и так впервые столкнулся с Холокостом. Сказать, что происходящее в Европе потрясло его, это не сказать ничего. Деяния европейцев никак не вписывались в его понимание доктрины христианства, не говоря уж о демократии. К тому же Чарльз Вэник никогда не относился к категории людей, которые молчат, когда кто-то приходит за их соседями.

Вскоре Вэник ушёл на фронт, а по возвращению восстанавливал свою адвокатскую практику и обзаводился семейством, но об уроках 30-х и 40-х годов он не забыл. В середине 60-х, когда он был уже конгрессменом, у Вэника появился новый помощник – Марк Талисман Надо сказать, что первый помощник конгрессмена – его правая рука, и на эту ответственную должность стремятся попасть многие молодые ребята, рвущиеся в политику. Талисман был самым молодым первым помощником конгрессмена на Капитолийском холме. Проблемы советских евреев были ему очень близки – в России и на Украине у Талисмана жили многочисленные родственники.

На тот момент даже те американские евреи, у которых не было родственников на территории СССР, начинали беспокоиться происходящим. Десяткам тысяч людей запрещали практиковать их религию, преследовали за изучение иврита и, что хуже всего, не давали покинуть страну, в которой они не хотели жить. После войны 67-го года проблема отказников переросла в эпидемию – людей выгоняли с работы и из институтов, лишали средств к существованию и даже сажали, но из страны не выпускали.

В 68-м году, 40 лет назад, в Америке началось движение «Отпусти Народ Мой» - «Let My People Go». Всё началось с протестов около бывшего Советского посольства в Вашингтоне. Порой демонстранты что-то скандировали и размахивали транспарантами, но чаще просто молча стояли, держа в руках плакаты с именами отказников. Иногда они поворачивались спиной к зданию – это оказалось самым эффективным методом. Сотрудники посольства ненавидели эти демонстрации и практически на каждой официальной встрече, в обмен на любые уступки с их стороны, требовали «убрать» назойливых евреев из-под окон. На что им вежливо отвечали, что Америка – свободная страна, и никого «убрать» с улицы не могут. Ходили туда, кстати, не только евреи – по субботам, когда еврейские организации не посылали никого к посольству, туда приходили их нееврейские друзья. Да и в другие дни их было немало.

Они портили послам вид из окна с 1968-го года по 1988-й. Каждый день, 365 дней в году, в любую погоду, буть то проливной дождь с градом или три фута снега - и так 20 лет. Многие переходили улицу и колотили в ворота посольства; их тут же арестовывали. Когда их отпускали, они приходили снова. К концу 80-х туда приходили внуки тех, кто собирался у посольства в 68-м.

Но протестами дело не ограничилось. Американские евреи разработали программу образования для своих советских собратьев. Всё было расписано по неделям. Тот, кто первым получал визу в СССР, ехал читать курс по еврейской истории, ивриту или Торе на неделю-другую. Потом ему приходилось уезжать, но на подхвате стоял следующий человек, которому дали визу – он продолжал ту же программу. Каждый участник должен был знать весь курс – никто не был уверен, когда ему дадут визу и дадут ли вообще. Десятки человек собирали бесконечное количество бумажек, месяцами ждали въездные визы и на свои деньги, взяв отпуск и оторвавшись от семей, в любое время года (часто зимой) ехали в СССР, где за каждым их шагом следили, где у них воровали багаж, где их обыскивали – и при этом едва успевали посмотреть основные достопримечательности. Всё ради того, чтобы встретиться с семьями отказников, поддержать их, а так же прочесть недельный курс (точнее, одну неделю из многомесячного курса) для желающих познакомиться с историей своего народа или изучить религию своих предков.

Посылки тоже не рассылали абы как. Еврейские организации договаривались с владельцами магазинов, с бизнесменами и с частными лицами, собирали товары и дотации, и посылали в СССР вещи, которые либо были нужны самим отказникам, либо могли быть удачно проданы на чёрном рынке. Ведь большинство отказников выгоняли с работы, и им не на что было жить. В СССР шёл поток посылок с джинсами «Ливайс» - на деньги, вырученные от продажи этих джинсов, жила не одна семья. Евреям так же слали Торы, учебники иврита, мацу и разные религиозные атрибуты. Каждая посылка регистрировалась – день отправки, состав, адрес назначения.

Телефонные разговоры тоже регистрировались – кто кому в какой день звонил. Список волонтёров с американской стороны (огромный) сопоставлялся со списком отказников, и телефонные звонки расписывались по дням. Каждый божий день в течение тех же двадцати лет кто-то отсюда звонил кому-то туда. И обязательно спрашивал о посылках. Если посылка не приходила или приходила не полностью, это записывалось и списки «недосдач» позже предоставлялись как доказательства ущемления прав человека в СССР.

Тысячи благополучных, свободных, сытых американцев тратили бесконечное число денег, времени и нервов дабы помочь людям, которых они никогда не видели и неизвестно было, увидят ли.

Конгрессмен Вэник принимал нарушения прав человека близко к сердцу. Из-за работы с немецкими беженцами в 30-х годах проблемы советских евреев особенно бередили его сердце. Вместе с Марком Талисманом они приезжали в Москву, встречались с Брежневым и, конечно, с отказниками, и делали всё возможное, чтобы как-то решить проблему. Марк выступал на том вечере в Роквилле и рассказывал нам, что Вэник не раз спрашивал, правильно ли они поступают, открыто защищая советских отказников. «Это ведь их будут бить головой о стену, а не нас,» - говорил он.

В начале 70-х годов Вэнику пришла в голову идея бороться с проблемой экономическим путём. Лучший способ борьбы с тиранами – бить их по кошельку. Он заручился поддержкой своего давнего друга, Генри «Скупа» Джексона и принялся за работу. О поправке Джексона-Вэника стоит сказать несколько слов. Во-первых, там нет ни слова про евреев. Речь идёт о праве граждан на свободную эмиграцию – под «крыло» закона попали многие страны, в том числе Китай, а так же католики и евангелисты из бывшего СССР. Нарушителей лишали статуса “most favored nation”, что затрудняло торговлю с США, в основном из-за завышенных налогов и тарифов. Заметим, что торговля с данной страной отнюдь не запрещалась, просто условия становились куда менее выгодными. Если Конгресс США в какой-то момент приходил к выводу, что в стране наступили необратимые изменения и свобода передвижения была отныне гарантирована, он мог вычеркнуть страну из «чёрного» списка поправки Джексона-Вэника.

Поправка так же позволяет Президенту временно внести страну в список тех, на кого условия поправки по той или иной причине не распространяются, но он должен пересматривать своё решение каждый год. Такое исключение было сделано, например, для Китая и Вьетнама. Каждый год Президент подписывает для них waiver – мол, пока дышите свободно, но если что... И каждые пол года Конгресс рассматривает, насколько положение в стране соответствует установленными поправкой правилами и, в зависимости от содержания предоставленного рапорта, одобряет или не одобряет действия Президента.

Ровно то же самое происходит с Россией. С 1994-года Президент каждый год подписывает для неё waiver. То есть практически разницы для государства и его подданых нет никакой – уже 14 лет Россия пользуется теми же правами в вопросах торговли с США что и, скажем, Франция. Многие ошибочно считают, что Россия ратует за отмену поправки Джексона-Вэника. Это не так. Отменить поправку к закону довольно сложно, почти невозможно. К тому же в мире ещё достаточно много стран, на которые она по праву распространяется. Россия не может и не станет диктовать Америке, какие законы ей отменять, а какие сохранять. Что Россия требует, так это перманентного выноса из списков стран, на которые распространяются действия поправки, считая ежегодные пересмотры условий waiver'а унизительными.

Это отнюдь не так просто. Как было сказано выше, решения о перманентном выносе из списка принимаются Конгрессом, и большинство в Конгрессе вряд ли за проголосует за исключение оттуда России. Тому есть одна простая причина – демократические изменения в России мало у кого создают ощущения перманентности и необратимости. Пока в стране рыночная экономика и свободная эмиграция, ей нечего волноваться – waiver подпишут, с торговлей будет всё в порядке. Но 14 лет – не такой уж большой срок. Это даже меньше срока отказа многих советских евреев, которых не выпускали из страны по 16-18 лет.

Но вернёмся в начало 70-х. В 1974-м году поправку Джексона-Вэника приняли таким подавляющим большинством голосов, что она по сей день остаётся самым популярным законодательством о гражданских правах в истории Америки. Тем не менее, вначале толку от неё не было никакого. Советский Союз «надулся» и начал выпускать ещё меньше людей, чем до принятия поправки. Американские евреи продолжали звонить, приезжать и слать посылки, тщательно планируя и записывая каждый шаг, a отказники продолжали сидеть в отказе, продавая американские джинсы чтобы выжить.

Вы спросите, какой был толк от поправки. Символический. Нам тут в Америке не всё равно, какими правами пользуются ваши граждане, объявила миру поправка Джексона-Вэника. Мы считаем, что право покинуть страну, в которой не хочешь жить – одно из фундаментальных прав человека. И мы боремся за то, во что верим – как можем. А можем только одним способом, через тарифы и торговлю, поскольку экономический вес США пока ещё превышает экономический вес любой другой страны. Символизм играет огромную роль в политике – иначе почему Россия сейчас так хочет быть вычеркнутой из списка? Практически-то разницы никакой.

Поворотный момент наступил в декабре 1987-го года, когда в Вашингтон приехал Горбачёв. 250 тысяч человек вышли тогда на митинг солидарности с советскими евреями. Во время саммита Рейган не раз упомянул и сам митинг, и его масштабы, и проблему свободы эмиграции в целом. Вернувшись в СССР, Горбачёв начал работать над проблемой открытия границ. В течение нескольких месяцев многолетним отказникам начали приходить разрешения на выезд. Это было началом конца тюрьмы под названием СССР.

На вечере в Роквилле выступал молодой человек по имени Кирилл Резник. Его привезли сюда мальчиком в конце 70-х, сейчас он конгрессмен штата Мэриленд. Кирилл считает себя стопроцентным американцем, но очень гордится своими родителями, которые, приехав в Америку без языка и денег, построили тут процветающий бизнес. Он рассказывал нам, как родители учили его трудиться, учиться, не останавливаться на достигнутом и много чему ещё. Но вот чему его не учили, так это благотворительности. Кирилл отнюдь не винит родителей – они работали с утра до ночи, чтобы встать на ноги в новой стране и обеспечить нормальную жизнь своим детям. Но его огорчает, что, даже прочно встав на ноги, бывшие советские (российские, украинские и т.д) граждане не спешат делиться. Мы самая преуспевающая эмигрантская община в Америке, но при этом одна из самых политически неактивных. И с благотворительностью у нас действительно не очень. Тяжeлое детство сказывается, не иначе.

После Кирилла опять выступали американцы, рассказывали о своей двадцатилетней борьбе за право чужих людей на нормальную жизнь, о том, как собирали посылки, жертвовали деньги, планировали курсы, сидели в тюрьме за протесты перед советским посольством... И я подумала, что вряд ли научу своих детей благотворительности. Но, может, они моих внуков научат.

Comments

( 181 comments — Leave a comment )
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
cema
May. 23rd, 2008 03:53 am (UTC)
В начале 1990-х, когда я жил в Гринбелте и ездил на велосипеде, по пути на почту регулярно презжал мимо тамошней синагоги, где в то время стоял ещё плакатик с грустным мужиком грузинского вида, выглядывающим из зарешётченной бойницы кремлёвской стены, и надписью Let My People Go!
azbukivedi
May. 23rd, 2008 04:08 am (UTC)
Ты уверен, что вид у него был грузинский? :)
(no subject) - cema - May. 23rd, 2008 04:11 am (UTC) - Expand
(no subject) - mi_shutochki - May. 23rd, 2008 10:57 am (UTC) - Expand
(no subject) - squirella - May. 23rd, 2008 10:59 am (UTC) - Expand
(no subject) - azbukivedi - May. 23rd, 2008 10:23 pm (UTC) - Expand
(no subject) - squirella - May. 23rd, 2008 11:51 pm (UTC) - Expand
ex_lunina22
May. 23rd, 2008 04:00 am (UTC)
Мерси большое боку за столь подробный рассказ. Мне с тех посылок когда-то перепало кожаное пальто, невероятная роскошь в начале 80-х.
azbukivedi
May. 23rd, 2008 04:07 am (UTC)
Там много про это рассказывали. Как джинсы спасали жизнь почти буквально - люди продавали их и жили неделями, целые семьи.
hojja_nusreddin
May. 23rd, 2008 04:02 am (UTC)
> Отменить поправку к Конституции настолько сложно, что почти невозможно.

плакаль :)
http://en.wikipedia.org/wiki/Jackson-Vanik_amendment
(Deleted comment)
(no subject) - hojja_nusreddin - May. 23rd, 2008 04:09 am (UTC) - Expand
(no subject) - azbukivedi - May. 23rd, 2008 04:06 am (UTC) - Expand
sowa
May. 23rd, 2008 04:05 am (UTC)
Спасибо за интересный рассказ. Только исправьте, пожалуйста - это не поправка к Конституции, это amendment к какому-то закону. (Не успел. :-()
azbukivedi
May. 23rd, 2008 04:10 am (UTC)
спасибо!
poslan_za_elkoy
May. 23rd, 2008 04:24 am (UTC)
Тоже помню всё это с нашей стороны.
Страшно было, что уж.
azbukivedi
May. 23rd, 2008 12:39 pm (UTC)
Просто интересно было узнать другую сторону.
(no subject) - poslan_za_elkoy - May. 23rd, 2008 12:47 pm (UTC) - Expand
blkvsk_8
May. 23rd, 2008 04:29 am (UTC)
отказники боролись за выезд в Израель. американские евреи требовали возле сов.консульства отпустить своих "братьев" на Землю О., но практически все отказники (имел место быть список) оказались в Америке. И не только, остальные выбрали тот же путь. В Израель захотели уехать единицы. Очень хорошо описал эту ситуацию писатель Эфраим Севелла.
В те времена невыездные были все, вне национальности. Тора говорит о том, что еврей должен уважать и соблюдать законы той страны, в которой живёт. Поэтому сказать, что проблема косалась лишь евреев - сложно, её разделяли все живущие в Союзе.
menudo_culete
May. 23rd, 2008 06:12 am (UTC)
да. но не всем слали джинсы, чтобы жить неделями
(no subject) - blkvsk_8 - May. 23rd, 2008 06:36 am (UTC) - Expand
(no subject) - menudo_culete - May. 23rd, 2008 06:46 am (UTC) - Expand
(no subject) - blkvsk_8 - May. 23rd, 2008 06:50 am (UTC) - Expand
(no subject) - sonrisa_al - May. 23rd, 2008 07:45 am (UTC) - Expand
(no subject) - menudo_culete - May. 23rd, 2008 07:53 am (UTC) - Expand
(no subject) - sonrisa_al - May. 23rd, 2008 11:19 am (UTC) - Expand
(no subject) - menudo_culete - May. 23rd, 2008 12:13 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sonrisa_al - May. 23rd, 2008 12:44 pm (UTC) - Expand
(no subject) - menudo_culete - May. 23rd, 2008 04:49 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sonrisa_al - May. 23rd, 2008 09:22 pm (UTC) - Expand
(no subject) - menudo_culete - May. 24th, 2008 08:09 am (UTC) - Expand
(no subject) - sonrisa_al - May. 23rd, 2008 02:22 pm (UTC) - Expand
(no subject) - menudo_culete - May. 23rd, 2008 04:49 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sonrisa_al - May. 23rd, 2008 09:28 pm (UTC) - Expand
(no subject) - menudo_culete - May. 24th, 2008 08:09 am (UTC) - Expand
(no subject) - geish_a - May. 23rd, 2008 06:37 pm (UTC) - Expand
(no subject) - menudo_culete - May. 23rd, 2008 08:00 pm (UTC) - Expand
(no subject) - azbukivedi - May. 23rd, 2008 12:35 pm (UTC) - Expand
(no subject) - menudo_culete - May. 23rd, 2008 08:11 pm (UTC) - Expand
(no subject) - azbukivedi - May. 23rd, 2008 12:38 pm (UTC) - Expand
(no subject) - blkvsk_8 - May. 23rd, 2008 01:26 pm (UTC) - Expand
(no subject) - azbukivedi - May. 23rd, 2008 03:01 pm (UTC) - Expand
(no subject) - blkvsk_8 - May. 23rd, 2008 03:16 pm (UTC) - Expand
(no subject) - azbukivedi - May. 23rd, 2008 06:28 pm (UTC) - Expand
(no subject) - (Anonymous) - May. 23rd, 2008 09:30 pm (UTC) - Expand
(no subject) - azbukivedi - May. 23rd, 2008 10:15 pm (UTC) - Expand
(no subject) - blkvsk_8 - May. 23rd, 2008 10:06 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sylphida - May. 23rd, 2008 03:13 pm (UTC) - Expand
(no subject) - blkvsk_8 - May. 23rd, 2008 03:36 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sylphida - May. 23rd, 2008 03:53 pm (UTC) - Expand
(no subject) - blkvsk_8 - May. 23rd, 2008 05:43 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sylphida - May. 23rd, 2008 06:35 pm (UTC) - Expand
(no subject) - blkvsk_8 - May. 23rd, 2008 10:07 pm (UTC) - Expand
(no subject) - kruzo007 - May. 28th, 2008 07:59 pm (UTC) - Expand
(no subject) - blkvsk_8 - May. 28th, 2008 08:14 pm (UTC) - Expand
(no subject) - azbukivedi - May. 23rd, 2008 06:26 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sylphida - May. 23rd, 2008 06:36 pm (UTC) - Expand
(no subject) - blkvsk_8 - May. 23rd, 2008 06:40 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sonrisa_al - May. 23rd, 2008 09:37 pm (UTC) - Expand
(no subject) - yelya - May. 24th, 2008 03:21 am (UTC) - Expand
(no subject) - blkvsk_8 - May. 25th, 2008 12:53 pm (UTC) - Expand
(no subject) - kruzo007 - May. 28th, 2008 08:03 pm (UTC) - Expand
(no subject) - blkvsk_8 - May. 28th, 2008 08:21 pm (UTC) - Expand
(no subject) - kruzo007 - May. 28th, 2008 08:35 pm (UTC) - Expand
(no subject) - blkvsk_8 - May. 28th, 2008 08:54 pm (UTC) - Expand
(no subject) - kruzo007 - May. 29th, 2008 01:33 am (UTC) - Expand
(no subject) - blkvsk_8 - May. 28th, 2008 09:32 pm (UTC) - Expand
(no subject) - justboris - Aug. 20th, 2008 11:23 am (UTC) - Expand
(no subject) - _milashka - May. 23rd, 2008 05:50 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sylphida - May. 23rd, 2008 06:10 pm (UTC) - Expand
(no subject) - parvuss - Jun. 11th, 2008 10:57 pm (UTC) - Expand
(no subject) - blkvsk_8 - Jun. 12th, 2008 06:13 am (UTC) - Expand
ex_subversus501
May. 23rd, 2008 05:22 am (UTC)
никогда вопросом не интересовался, но столько всяких историй слышал про то, как евреи из СССР уезжали, что создалось впечатление о массовом исходе. Как-то слабо верится, что их прям так держали и не давали уезжать. Наверное, оттого и в Израиле столько бывших соотечественников и многие из них не в перестройку уехали.
(Deleted comment)
(no subject) - sonrisa_al - May. 23rd, 2008 07:47 am (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - sonrisa_al - May. 23rd, 2008 11:29 am (UTC) - Expand
(no subject) - ex_subversus501 - May. 23rd, 2008 08:31 am (UTC) - Expand
(no subject) - sonrisa_al - May. 23rd, 2008 11:33 am (UTC) - Expand
(no subject) - ex_subversus501 - May. 23rd, 2008 11:49 am (UTC) - Expand
(no subject) - poslan_za_elkoy - May. 23rd, 2008 12:51 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ex_subversus501 - May. 23rd, 2008 08:30 am (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - ex_subversus501 - May. 23rd, 2008 11:00 am (UTC) - Expand
(no subject) - azbukivedi - May. 23rd, 2008 12:37 pm (UTC) - Expand
(no subject) - poslan_za_elkoy - May. 23rd, 2008 01:02 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sonrisa_al - May. 23rd, 2008 04:25 pm (UTC) - Expand
(no subject) - poslan_za_elkoy - May. 23rd, 2008 06:12 pm (UTC) - Expand
(no subject) - azbukivedi - May. 23rd, 2008 06:31 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sonrisa_al - May. 23rd, 2008 09:16 pm (UTC) - Expand
(no subject) - poslan_za_elkoy - May. 24th, 2008 02:23 am (UTC) - Expand
(no subject) - sonrisa_al - May. 24th, 2008 06:04 am (UTC) - Expand
(no subject) - poslan_za_elkoy - May. 24th, 2008 06:13 am (UTC) - Expand
(no subject) - mrs_paramon - May. 23rd, 2008 04:50 pm (UTC) - Expand
(no subject) - poslan_za_elkoy - May. 23rd, 2008 06:10 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ex_subversus501 - May. 23rd, 2008 05:34 pm (UTC) - Expand
(no subject) - poslan_za_elkoy - May. 23rd, 2008 06:16 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sylphida - May. 23rd, 2008 03:58 pm (UTC) - Expand
redtigra
May. 23rd, 2008 08:44 am (UTC)
хороший пост. спасибо.

Предпоследний абзац - "тяжЕлое".
azbukivedi
May. 23rd, 2008 12:41 pm (UTC)
спасибо, исправлю :)
janka
May. 23rd, 2008 10:38 am (UTC)
С благотворительностью это точно. Что то у бывших советских людей перекрыто в этом смысле. Пожертвовать деньги можем, а вот время и силы - нет. Несколько лет назад прикрылась область в которой работала моя мама. Идти на любую работу необходимости не было, поэтому энергичная еще не старая женщина осталась дома. И стало ей скучно. Израильтянка или американка в этой ситуации занялись бы благотворительностью. А она не могла. Знала что это наилучший вариант в ее ситуации, но не могла пересилить себя.
azbukivedi
May. 23rd, 2008 12:42 pm (UTC)
Интересно как. Почему пересилить? Она это как-то объяснила? Тут можно трактат писать...
(no subject) - janka - May. 23rd, 2008 12:56 pm (UTC) - Expand
(no subject) - (Anonymous) - Jun. 3rd, 2008 10:29 pm (UTC) - Expand
krocodl
May. 23rd, 2008 10:47 am (UTC)
На эту тему очень хорошо почитать Григория Свирского - http://gsvirsky.narod.ru/, прежде всего трилогию "Ветка палестины". Там подробно описаны проблемы отказников как с этой, так и с той стороны границы.
azbukivedi
May. 23rd, 2008 12:43 pm (UTC)
спасибо, почитаю
yaalla
May. 23rd, 2008 10:54 am (UTC)
очень интересно. Спасибо.
azbukivedi
May. 23rd, 2008 12:43 pm (UTC)
пожалуйста :)
ranja
May. 23rd, 2008 11:19 am (UTC)
набрела на Ваш пост окольными ЖЖшными путями. спасибо большое. очень интересно. многого я не знала.
azbukivedi
May. 23rd, 2008 12:43 pm (UTC)
да я тоже вот многого не знала... а это наша история
mont_green
May. 23rd, 2008 12:26 pm (UTC)
<Мы считаем, что право покинуть страну, в которой не хочешь жить – одно из фундаментальных прав человека>

А въехать в страну, в которой хочешь жить - уже никакое не фундаментальное :)
azbukivedi
May. 23rd, 2008 12:43 pm (UTC)
Да, безусловно. :))
(no subject) - catstail - May. 23rd, 2008 07:37 pm (UTC) - Expand
kadis
May. 23rd, 2008 12:56 pm (UTC)
да легко! и твои дети, и твои внуки в полный рост будут заниматься благотворительностью.
во-первых, еврейская община в США достаочно сильна - и это впечалнение поддерживается на уровне голливудского лобби: начиная с Однажды в Америке, и заканчивая Днем независомости.

во-вторых, США полагают, что вторую мировую войну выиграли они при помощи Великобритании и Автралии

в-третьих, США, по-прежнему ищут себе противника. обосрались во время иракского вторжения, смирились с арабским президентом... но внешний враг-то нужен!!!

следовательно, надо делать ставку на Империю зла, и на освященные десятилетиями традиции.

и твои дети, и твои внуки будут жертвовать взносы в благотворительный фонд памяти всех евреев, из земли советской изгнанных, и в земле американской восиявших.

законы управления толпой, увы, сродни законам природы. их можно игнорировать - но они действуют. это как верить в прогноз погоды, обещавший солнце, в то время как над головой сгущаются тучи.
onkel_hans
May. 23rd, 2008 02:24 pm (UTC)
Вы, это, лук ели или просто так охуели?

Меня в детстве евреи учили с луком осторожнее обходиться.
(no subject) - azbukivedi - May. 23rd, 2008 02:56 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sylphida - May. 23rd, 2008 03:15 pm (UTC) - Expand
(no subject) - _milashka - May. 23rd, 2008 05:52 pm (UTC) - Expand
mrs_paramon
May. 23rd, 2008 02:01 pm (UTC)
Спасибо за хороший пост с утра! Я читала об этой организации, приехав в Америку. А потом в бизнесс школе подружилась с американским евреем, у которого дядя был активным участником. И Иегуда (мой друг), будучи школьником, как раз ездил на это огромное сборище во время приезда Горбачева. Сейчас я живу в очень еврейском районе; большинство моих соседей - религиозные евреи ("вязанные кипы"). Когда началась иммиграция конца 80-х, они у себя селили русские семьи, устраивали их в частные школы, собирали на них деньги... Мы часто забываем, сколько для нас было сделано этими людьми
uzheletta
May. 23rd, 2008 02:10 pm (UTC)
+1.
(no subject) - azbukivedi - May. 23rd, 2008 02:47 pm (UTC) - Expand
onkel_hans
May. 23rd, 2008 02:22 pm (UTC)
Я сейчас как раз в середине чтения
Иона Дегена - http://www.lib.ru/MEMUARY/1939-1945/DEGEN/

Он описывает детство в 1920-х, вхождение в войну, войну и жизнь после войны, уезд из СССР...

У автора сволочной и мерзкий характер, но как пишет! Даже у меня (!) пару раз слезы на глазах выступали.

Почитай.

azbukivedi
May. 23rd, 2008 02:46 pm (UTC)
Re: Я сейчас как раз в середине чтения
I will, thanks!
astonic
May. 23rd, 2008 03:12 pm (UTC)
спасибо.
какие они молодцы все же!
azbukivedi
May. 23rd, 2008 06:29 pm (UTC)
да, потрясает это, на самом деле
krolik_ja
May. 23rd, 2008 04:35 pm (UTC)
Spasibo
Света, спасибо большое за отчет. Мы с вами практически соседи, информация об етой встрече долго висела на russiandc.com, а я не пошла, думала - ну что там такого расскажут? Сейчас жалею. Я на 10 лет младше вас и меньше знаю об етом. Знакомые моих родителей уезжали в начале 90-х, когда ето уже ничем не грозило, я сама перебралась уже в конце. Прочитав ваш пост и комментарии к нему, подумалось, что посещение таких вечеров стоит сделать обязательным для людей моего поколения и младше.
azbukivedi
May. 23rd, 2008 06:21 pm (UTC)
Re: Spasibo
Да, жаль, что не пошли - очень интересно было. Правда, очень. Талисман - потрясающий дядька, он где-то полчаса говорил, так все дышать боялись. Потом ему стоя аплодировали.
markus50
May. 23rd, 2008 09:34 pm (UTC)
nu vot, a kak so mnoj na kofe shodit', tak tebja net)))
azbukivedi
May. 23rd, 2008 10:14 pm (UTC)
На выходные - завсегда. В будние дни - нет.
poluzhivago
May. 23rd, 2008 09:43 pm (UTC)
Было, было... И комменты свидетельствуют о том, что напоминать об этом надо - многие "не помнят"...
azbukivedi
May. 23rd, 2008 10:14 pm (UTC)
Или не знают, или знать не хотят
(no subject) - poluzhivago - May. 23rd, 2008 10:23 pm (UTC) - Expand
blkvsk_8
May. 23rd, 2008 10:13 pm (UTC)
каждый сам себе выбрал куда ехать, мой выбор был осознонный.
azbukivedi
May. 23rd, 2008 10:17 pm (UTC)
да успокойтесь вы уже!
(no subject) - blkvsk_8 - May. 23rd, 2008 10:22 pm (UTC) - Expand
(no subject) - azbukivedi - May. 23rd, 2008 10:29 pm (UTC) - Expand
segenbrg
May. 23rd, 2008 11:46 pm (UTC)
+1 Два медработника в семье:) От голода не качало, но занимать пятерку до получки - в порядке вещей. Не представляю, где мама-рентгенолог могла взять акт.уголь:)
azbukivedi
May. 24th, 2008 03:44 am (UTC)
вы слегка промазали мимо треда :)
(no subject) - segenbrg - May. 24th, 2008 06:44 am (UTC) - Expand
alindra
May. 24th, 2008 12:40 am (UTC)
И я подумала, что вряд ли научу своих детей благотворительности. Все очень просто: если вы будете хоть минимально заниматься благотворительностью, то и дети будут. Чуть–чуть жертвовать, чуть–чуть кому–то помогать — больше ничего и не нужно. (Мои дети с ранних лет приносили свою одежду, из которой выросли и говорили "для маленьких детей", такая у нас был формула. Начало было положено.)
azbukivedi
May. 24th, 2008 03:42 am (UTC)
Это мы тоже делаем - одежду, игрушки... Но разве сравнить с тем, что делали они?
(no subject) - alindra - May. 24th, 2008 12:09 pm (UTC) - Expand
yelya
May. 24th, 2008 03:25 am (UTC)
azbukivedi
May. 24th, 2008 03:41 am (UTC)
Ой, как интересно. Надо будет посмотреть. Пасиб, Ельк.
(no subject) - yelya - May. 24th, 2008 03:49 am (UTC) - Expand
jane_mask
May. 24th, 2008 05:52 am (UTC)
Мне в душу запал факт, что когда в начале прошлого века евреям в Нью-Йорке жилось совсем худо, мужчины бросали своих жен и просто тайно "сбегали" жить отдельно. Видела древнюю газету, там имена и сотни фотографий этих беглецов, которых ищут жены...
azbukivedi
May. 24th, 2008 05:31 pm (UTC)
Интересный момент истории. Ссылок нет случайно? Никогда не слышала.
(no subject) - azbukivedi - May. 24th, 2008 05:32 pm (UTC) - Expand
(no subject) - jane_mask - May. 24th, 2008 05:42 pm (UTC) - Expand
(no subject) - kerenlis - May. 25th, 2008 08:43 am (UTC) - Expand
(no subject) - jane_mask - May. 25th, 2008 11:48 am (UTC) - Expand
(no subject) - parvuss - Jun. 11th, 2008 11:07 pm (UTC) - Expand
(no subject) - jane_mask - Jun. 12th, 2008 05:57 am (UTC) - Expand
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
( 181 comments — Leave a comment )