?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Почти крыса

Я всегда говорила, что если из IQ тестов убрать вопросы типа «как будет выглядеть эта фигура сверху» или «если эту хреновину склеить по швам, что получится?», то мой IQ перевалит минимум за 150. Практически на все остальные вопросы я отвечаю сразу и правильно, а на эти не отвечаю вообще ни фига. Пространственное мышление отсутствует как таковое.

Читала когда-то про эксперимент с крысами. Набрали кучу крыс обоих полов и запустили их в лабиринт. Лабиринт был не простой, а помеченный. Там ниточка, тут шишка, здесь стена другого цвета. Побегали хвостатые, побегали, и в итоге лабиринт выучили. Когда выучили, их поделили на две группы. Для одной группы лабиринт развернули. То есть пометки остались те же, а ориентация в пространстве поменялась. Крысы мужского пола тут же заблудились. А крыскам женского хоть бы хны: направо у синей ниточки, налево после шишки, повернуть, когда кончится зелёная стена.

Другой группе лабиринт оставили как есть, только все метки убрали. «Мальчики» этого не заметили. «Девочки» вели себя так, как будто этот лабиринт в жизни не видели. Из чего учёные сделали вывод, что мужчины ориентируются пространственно, а женщины - предметно.

Интуитивно я всегда знала, что полностью подтверждаю собой крысиный эксперимент. Недавно, например, «потеряла» дом приятеля своего сына, когда поехала ребёнка забирать: я привыкла, что надо поворачивать направо после знака о продаже дома, а тут вдруг дом продали и знак сняли. Сволочи. Убери знаки и вывески, я в жизни ничего не найду. Но нынче у нас у всех GPS, поэтому жить стало лучше и веселее, и проблемы лева-права меня почти не мучают.

Я бы и забыла о них, но в моей жизни есть другой, просто таки классический вариант крысиного лабиринта. Дело в том, что я работаю в четырёхэтажном здании. Здание, если что, обычное, прямоугольное. Это не Гауди. Общий структурный план всех этажей одинаков. Но сами этажи при этом очень разные. Внизу в вестибюле кафе, столики, зонтики (зачем зонтики под крышей?), мраморный пол, почтовые ящики и стеклянные стены, а офисов всего пара штук. Наш второй этаж самый стандартный. Дверь – фирма, дверь – фирма. Унылые ковры на полах и серо-буро-малиновые стены. Половину третьего этажа занимает одна огромная компания, поэтому коридор перегорожен дверью (она не запирается, просто торчит там), а вместо бесконечных дверей офисов - голая стена. На четвёртом этаже какое-то деревянное панно на всю стену и совершенно другое оформление – стены, ковёр, всё иное.

А туалеты везде в одном и том же месте. Что и понятно – трубы. Но даже эти туалетные «закутки» по-разному оформлены.

Так вот, когда наш туалет убирают (их тут по 45 минут в день убирают), надо идти на другой этаж. Лестница на другом конце коридора. Дохожу до лестницы, поднимаюсь на третий или четвёртый этаж, иду в туалет... и почти всегда оказываюсь не там.

В последний раз у меня смехо-истерика случилась. Одиннадцать месяцев тут работаю, на всех этажах была не раз, да и здание не такое уж большое. План этажей сравнительно несложный. Но по-прежнему теряюсь, пытаясь найти туалет этажом выше, поворачиваю в другую сторону, затравленно озираюсь, пытаясь понять, в какой части коридора (на нашем этаже) находится мой офис. Какой-то обострённый пространственный кретинизм.

А потом я сообразила, что надо делать. И «выучила» эти этажи, как учила до эры GPS все маршруты: направо после стеклянной двери, за угол вокруг деревянного панно. Теперь работает. Главное, не ждать, что внутренний голос подскажет, где и куда надо поворачивать. Он либо молчит, либо толкает не туда. А мне в туалет хочется.

Comments

( 61 comments — Leave a comment )
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
nebotticelli_xl
Sep. 28th, 2009 08:46 pm (UTC)
Ориентация по временному знаку - классическая ошибка.

Крысиный эксперимент убедителен.
azbukivedi
Sep. 28th, 2009 08:48 pm (UTC)
как это - по временному знаку?
(no subject) - nebotticelli_xl - Sep. 28th, 2009 09:06 pm (UTC) - Expand
(no subject) - azbukivedi - Sep. 28th, 2009 09:29 pm (UTC) - Expand
(no subject) - tandem_bike - Sep. 28th, 2009 09:49 pm (UTC) - Expand
(no subject) - azbukivedi - Sep. 28th, 2009 09:51 pm (UTC) - Expand
(no subject) - tandem_bike - Sep. 28th, 2009 09:54 pm (UTC) - Expand
(no subject) - nebotticelli_xl - Sep. 29th, 2009 03:04 pm (UTC) - Expand
umnickmd
Sep. 28th, 2009 08:48 pm (UTC)
а интересно, тут по NPR в какой то передаче на тему "восток - дело тонкое" рассказывали, что адресов в нашем понятии во многих странах нет. Вмесо них инструкции типа "повернешь направо после аптеки, третий голубой дом слева" Под женщин заточено?
azbukivedi
Sep. 28th, 2009 08:51 pm (UTC)
Угу. И горе им, если голубой дом перекрасят.
(no subject) - red_engy - Sep. 28th, 2009 08:51 pm (UTC) - Expand
(no subject) - tseytlin - Sep. 28th, 2009 09:15 pm (UTC) - Expand
(no subject) - tandem_bike - Sep. 28th, 2009 09:56 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
azbukivedi
Sep. 28th, 2009 08:53 pm (UTC)
Ну, давайте я вам буду слова связывать, а вы мне пространства. :)
(Deleted comment)
(no subject) - azbukivedi - Sep. 28th, 2009 09:04 pm (UTC) - Expand
(no subject) - max_i_m - Sep. 29th, 2009 12:11 am (UTC) - Expand
tseytlin
Sep. 28th, 2009 09:14 pm (UTC)
Самое удивительное не то, что "мужчины ориентируются пространственно, а женщины - предметно", а то что большинство мужчин и женщин отказывается это принять. И злятся друг на друга почём зря.
azbukivedi
Sep. 28th, 2009 09:28 pm (UTC)
Ну, это уже научно установлено - женщины слабее в пространственном мышлении. Сильнее в чем-то другом. :)
adora_m
Sep. 28th, 2009 09:31 pm (UTC)
Ой, та ж фигня. Давно поняла,что у меня пространственный кретинизм, и просто покупаю карту города, чтобы его компенсировать ))))
azbukivedi
Sep. 28th, 2009 09:35 pm (UTC)
С городом я выяснила отношения с помощью iPhone. Вот что делать с туалетами... :)))
(no subject) - alypa - Sep. 28th, 2009 09:44 pm (UTC) - Expand
(no subject) - azbukivedi - Sep. 28th, 2009 09:48 pm (UTC) - Expand
(no subject) - alypa - Sep. 28th, 2009 09:51 pm (UTC) - Expand
alypa
Sep. 28th, 2009 09:46 pm (UTC)
я умею посмотреть сверху, как-будто это план на столе . и сразу знаю, что вот тут точно направо-налево-налево и во двор. кто не знает - не верит, потом привыкают:)
azbukivedi
Sep. 28th, 2009 09:48 pm (UTC)
это классное умение!
(no subject) - alypa - Sep. 28th, 2009 09:50 pm (UTC) - Expand
slavka
Sep. 28th, 2009 09:58 pm (UTC)
учёные сделали вывод, что мужчины ориентируются пространственно, а женщины – предметно.
в одной книжке Алана и Барбары Пиз об этом расказывают и довольно интересно – оказывается, в мужском мозгу есть центр ориентации, выполненный на уровне hardware (мужчина может ориентироваться по карте, не переворачивае ее вверх ногами), зато в женском мозгу организован полнодуплексный режим разговора (женщина может говорить и слушать одновременно)

у них там много всего на эту тему
azbukivedi
Sep. 29th, 2009 02:38 am (UTC)
Звучит интересно, неужели правда?
(no subject) - melicenta - Sep. 29th, 2009 08:09 am (UTC) - Expand
lavinya
Sep. 28th, 2009 10:04 pm (UTC)
ой, ну это точно про меня. от тестов до туалета.
azbukivedi
Sep. 29th, 2009 02:39 am (UTC)
Близнецы-братья. То бишь сестры. :)
Как дитё?
(no subject) - lavinya - Sep. 30th, 2009 02:26 pm (UTC) - Expand
oleposya
Sep. 28th, 2009 10:11 pm (UTC)
my husband calls me geographically handicapped from my neck up :)
по указаниям из гугла - поверни налево тут, потом направо там потом прямо и тп я доезжаю ВСЕГДА.
а вот сделай пару поворотов нерегламентированных, и мой внутренний определитель положения совершенно "ломается"
где то на третем повороте я не скажу в какую сторону надо ехать
и иногда когда мне обьясняют направление с бумажкой, я пристраиваюсь РЯДОМ с человеком - бок о бок. а не наоборот (чтобы не переворачивать все на 180 градусов в голове (it hurts)
poluzhivago
Sep. 28th, 2009 11:51 pm (UTC)
А у меня в глове как компас работает: если проскочил поворот, или не туда свернул, я все равно знаю, где я относительно пункта назначения, или относительно первоначального маршрута. В доджи-пи-эсную эру, отправляясь в путешествие, я часто распечатывал себе карты маршрутов (для уверенности), но ехал, почти никогда даже не заглядывая в них - сотни километров, переходя с одного шоссе на другое... Ни разу не заблудился.
(no subject) - oleposya - Sep. 29th, 2009 12:10 am (UTC) - Expand
(no subject) - azbukivedi - Sep. 29th, 2009 02:40 am (UTC) - Expand
(no subject) - azbukivedi - Sep. 29th, 2009 02:35 am (UTC) - Expand
(no subject) - alexey_bloshkin - Oct. 8th, 2009 10:19 am (UTC) - Expand
pontia
Sep. 28th, 2009 11:56 pm (UTC)
про "пространственно-предметно" не может быть, это чисто индивидуальное, как синие глаза. Я, например пространственно ориентируюсь великолепно, и знаю мужиков, которые лыка не вяжут: на новоселье у друзей стояли во внутреннем дворике, один товарищ показывал на окна соседнего таунхауза и на полном серьезе спрашивал хозяина, не это ли их второй этаж.
azbukivedi
Sep. 29th, 2009 02:40 am (UTC)
Не, ну безусловно индивидуально. То есть учёные показали, что в среднем мужчины лучше пространственно ориентируются, но это в среднем.
esya
Sep. 29th, 2009 02:11 am (UTC)
Настоящая женщина :) А у многих мужчин - вербальный идиотизм, например. Джипиэс - это счастье!
azbukivedi
Sep. 29th, 2009 02:41 am (UTC)
О да. У меня один в машине, да ещё Айфон. И обоими пользуюсь.
janette2006
Sep. 29th, 2009 03:18 am (UTC)
Та же фигня в нашем королевстве.Поэтому большие торговые центры,это для меня кошмар. И не имеет значение, что я там отовариваюсь уже на протяжении 20 лет, все равно запросто могу заблудиться.А уж если мне надо идти по какому-то новому адресу (даже если это на абсолютно знакомой улице)этому предшевствуют долгое изучение маршрута,считание поворотов и остановок и тыпы.Короче, от скуки я не умру.
azbukivedi
Sep. 29th, 2009 01:23 pm (UTC)
По торговым центрам я хожу с картой - и заблужаюсь. :)
(no subject) - janette2006 - Sep. 29th, 2009 01:26 pm (UTC) - Expand
annaanton
Sep. 29th, 2009 04:42 am (UTC)
Болезненная тема, что уж тут говорить!
Вот в Москве, например, есть заколдованное место: подземный переход через Тверскую у Елисеевского магазина. Несколько влазов и вылазов. Возможно ли там вынырнуть в заранее намеченном месте? Нет, нет и ещё раз нет! Ни одного раза (!) мне, простой сельской девушке, не удался этот фокус.
azbukivedi
Sep. 29th, 2009 01:20 pm (UTC)
Я там, кажется, и не была. И слава Догу. :)
orel_na_vole
Sep. 29th, 2009 06:56 am (UTC)
хотела возмутиться, что не так все в моем окружении - а потом тихо вспомнила, что исключения только подтверждают правило. И всё меняется со временем!!
azbukivedi
Sep. 29th, 2009 01:22 pm (UTC)
Ну, это же не абсолютное правило, а среднее арифметическое.
kapitoo
Sep. 29th, 2009 07:09 am (UTC)
У меня вот точно так же. Я тоже ориентируюсь типа "после аптеки на лево под арку". И ещё мне всё время надо так карту повернуть, чтобы улица, ко которой я иду оказалась параллельно нарисованной. Иначе мне никак не понять, где на карте лево, а где право. В этом смысле GPS сделан для меня, там карта вертится, а стрелка остаётся неподвижной. А мой муж преспочитает GPS включать на такую функцию, когда не карта вертится, а стрелка! У нас с мужем всё как у крыс.
azbukivedi
Sep. 29th, 2009 01:19 pm (UTC)
И не только у вас. :)
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
( 61 comments — Leave a comment )