?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Уроки иронии судьбы

К Натану в школу пришёл поэт и устроил пятиклашкам мастер-класс по написанию стихов. После чего ребёнку задали на дом поэму. Рифмовать ничего не надо (белый стих - это наше всё), но нужно продемонстрировать понимание разницы между прозой и поэзией. То есть написанное должно как-то напоминать поэму. Желательно. Даже тему выдали: что такое гордость. И метафор побольше: как выглядит гордость? как пахнет гордость? как чувствует себя гордость? какая она на вкус?

Чадо устроилось у компьютера, постучало по клавишам и выдало поэму. Ну, для десятилетки неплохо. Мне даже понравилось. Но куча лишних слов и не слишком удачных оборотов. Тогда я села рядом с ним и начала разбирать поэму построчно. Вот тут нужна другая метафора. Здесь можно сократить. Тут лучше перенести строчку. Это можно вообще убрать. Там прояснить и поменять слова местами. Мы «причесали» поэму, распечатали окончательный вариант и остались довольны собою. Получилось вполне удобоваримо. Для ребёнка так просто отлично.

До этого мы уже неоднократно правили и переписывали сочинения, но почему-то именно эпизод с поэмой наполнил меня... знаете чем? Чувством глубокого удовлетворения. У всего есть тайный смысл, второе дно. Когда я годами отрабатывала свой английский, училась писать, брала курсы, читала книги типа «Elements of Style», ошивалась на литературных сайтах и в писательских группах и подвергала себя редакторской экзекуции, то думала исключительно о карьере и возможности печататься в этой стране. При чём тут дети? А что мы имеем теперь? Нет, ну карьере это действительно помогло, а вот с печататься... То, что есть, не считается. Да и не суть важно. Надежда, конечно, умирает последней, но даже если ничего из моих писательских потуг не выйдет, то потраченное время не потеряно. Я знаю, зачем я всё это делала: чтобы сейчас давать Натану то, что когда-то дала мне моя мама.

Про то, как мама учила меня писать, я уже рассказывала и повторяться не буду. Переоценить роль этих «уроков» невозможно. На одних природных способностях далеко не уедешь – их надо полоть и поливать, а то чертополохом зарастут. У Натана прекрасные гуманитарные способности (думаю, куда лучше моих – даже уверена), и будь я сейчас мамой с типичным «иммигрантским» английским, меня бы это убило. Его талант надо отшлифовывать, а в школе этого не сделают. Кто будет сидеть с этим ребёнком и показывать, как лучше строить фразы, как убирать лишнее, как подбирать синонимы, как оживлять истории? Кто покажет ему красоту и гибкость языка, а не только его функциональность? Кто будет полировать его поэмы?

Будь я сейчас той самой обладательницей «функционального» английского, я бы выла от беспомощности, как вою с Ариком, который ни разу не гуманитарий, а музыкант. А мне нотная грамота, что китайский язык. Половину нот переврёт - не узнаю. Вопрос возник по домашнему заданию – мама ничем не может помочь. И музыкой с младшим отпрыском может заниматься только папа. Папа бесценен, но он обычно домой приходит, когда дети уже спать ложатся, а то и спят давно. Сейчас он перекраивает своё расписание, чтобы хотя бы 2-3 раза в неделю заниматься с Ариком музыкой, но практиковаться-то надо каждый день, а мальчику только семь, и как бы я много дала, чтобы хоть что-то в этой музыке соображать. Чтобы полоть и поливать, как старшего. Вначале я пыталась с Ариком учиться, но он (хрюшка!) обогнал меня за месяц. Ну не дал бог слуха маме, совсем. Я не слышу фальшивых нот. И с этим приходится мириться – мой ребёнок фыркает, когда я подхожу к киборду и говорит, что подождёт папу. Гуляйте, мамаша. И начинает там что-то себе импровизировать, включив барабанный «фон». Я так не смогу, даже если сто лет буду учиться.

Да, так о чём бишь я. То, что Арик не унаследовал таланты, которые у меня есть, зато унаследовал те, которых у меня нет (он ещё и атлет у нас, пан спортсмен, а читать вот ненавидит), есть шутка природы. Я могу его только поддерживать в его начинаниях, не более. Но как бы я себя сейчас чувствовала, если бы не могла помочь тому сыну, который способностями пошёл в меня? Если бы писала с Натаном на разных языках, без точек соприкосновения? Если бы знала, что могла БЫ, потому что способности есть, но заленилась?

И ведь ни разу, работая над своим литературным английским, я не подумала об этом.

Comments

( 120 comments — Leave a comment )
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
savall
Dec. 2nd, 2009 09:23 pm (UTC)
Какой ты молодец, однако!
azbukivedi
Dec. 2nd, 2009 09:27 pm (UTC)
Я? Я случайный молодец. Accidental, такссзать. Могла бы и не. Делала-то для себя, а получилось, что и для него.
(no subject) - savall - Dec. 2nd, 2009 09:30 pm (UTC) - Expand
(no subject) - azbukivedi - Dec. 2nd, 2009 09:32 pm (UTC) - Expand
(no subject) - savall - Dec. 2nd, 2009 09:31 pm (UTC) - Expand
kuklamasha
Dec. 2nd, 2009 09:26 pm (UTC)
Спасибо. Хороший пост:)
azbukivedi
Dec. 2nd, 2009 09:27 pm (UTC)
Пожалуйста. :)
allochkag
Dec. 2nd, 2009 09:31 pm (UTC)
примерно так же себя чувствовала, когда Белка начала музыкой заниматься - я отмучила 8 лет в музыкальной школе и не подходила к инструменту до тех пор, пока она не начала заниматься

ужасно приятно, когда можешь помочь ребенку в чем-то (хоть я и совсем не музыкант :) )
azbukivedi
Dec. 2nd, 2009 09:33 pm (UTC)
Ага. Не, ну с Ариком это кирдык, потому что он вопросы задаёт, ему интересно, ему нравится, а я ВООБЩЕ не могу ему помочь.
(no subject) - allochkag - Dec. 2nd, 2009 09:34 pm (UTC) - Expand
(no subject) - azbukivedi - Dec. 2nd, 2009 09:43 pm (UTC) - Expand
gem_in_i
Dec. 2nd, 2009 09:40 pm (UTC)
Лишних знаний не бывает. Я постоянно вижу подтверждение этой старой истине.
azbukivedi
Dec. 2nd, 2009 09:46 pm (UTC)
Плюс 100.
a_p
Dec. 2nd, 2009 09:41 pm (UTC)
мне когда-то у Розанова (гимназического учителя) очень понравилось объяснение, почему женщинам нужно лучшее образование, чем мужчинам; оно было в том духе, что ребёнку с уроками помогать, это вам не бумажками в департаменте шуршать.
azbukivedi
Dec. 2nd, 2009 09:44 pm (UTC)
Ну, у нас папа помогает чуть ли не больше меня. С Ариком музыкой, с обоими математикой и шахматами... Я культурно-гуманитарной программой занимаюсь. Так что хорошему отцу тоже нужно образование. :))
(no subject) - a_p - Dec. 2nd, 2009 09:52 pm (UTC) - Expand
(no subject) - azbukivedi - Dec. 2nd, 2009 10:14 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ex_orlandina154 - Dec. 2nd, 2009 10:32 pm (UTC) - Expand
(no subject) - azbukivedi - Dec. 2nd, 2009 10:33 pm (UTC) - Expand
(no subject) - 989tim - Dec. 10th, 2009 01:52 am (UTC) - Expand
(no subject) - azbukivedi - Dec. 10th, 2009 03:02 pm (UTC) - Expand
(no subject) - 989tim - Dec. 10th, 2009 07:41 pm (UTC) - Expand
(no subject) - azbukivedi - Dec. 10th, 2009 07:55 pm (UTC) - Expand
(no subject) - 989tim - Dec. 10th, 2009 09:15 pm (UTC) - Expand
fitis
Dec. 2nd, 2009 09:44 pm (UTC)
Молодец папа, что перекраивает расписание, правильно делает. Мне кажется, что когда уроками занимаются оба взрослых, это как-то... правильнее, что ли? Только каждый должен заниматься какими-то своими предметами, теми, в которых сможет дать ребёнку больше - "технарь" помогает с математикой, а "гуманитарий" с поэзией, такое вот разделение труда получается. Понятно, что деление "технарь/гуманитарий" довольно условно; суть в том, чтобы не пытаться объять необъятное.

P.S. по теме поста - это же прекрасно, когда собственный труд приносит плоды в неожиданных областях, да ещё и в таких важных:) Рад за Вас.
azbukivedi
Dec. 2nd, 2009 09:45 pm (UTC)
Посмотрите мой ответ на комментарий выше вашего - там про папу. Он очень много с ними занимается. Что трудно, потому что он ещё и работает как вол и спортом занимается очень серьёзно.
(no subject) - fitis - Dec. 2nd, 2009 09:49 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ok_66 - Dec. 3rd, 2009 11:18 am (UTC) - Expand
(Deleted comment)
azbukivedi
Dec. 2nd, 2009 10:00 pm (UTC)
Ты знаешь, моя мама тоже не пишет по-английски. Мне трудно оценить, переоценить или недооценить степень влияния родителей. То есть вполне возможно, что без меня бы обошлось - или что я бы без мамы обошлась. Но те воспоминания и уроки мне очень дороги - и реально помогли. Не только результат ведь...
(no subject) - drabkina - Dec. 2nd, 2009 10:02 pm (UTC) - Expand
(no subject) - azbukivedi - Dec. 2nd, 2009 10:04 pm (UTC) - Expand
(no subject) - drabkina - Dec. 2nd, 2009 10:13 pm (UTC) - Expand
(no subject) - azbukivedi - Dec. 2nd, 2009 10:17 pm (UTC) - Expand
(no subject) - drabkina - Dec. 2nd, 2009 10:26 pm (UTC) - Expand
drabkina
Dec. 2nd, 2009 09:56 pm (UTC)
Светка, ты большой-пребольшой молодец, это бесспорно. И не спорь со мной! :)

Но мне как "счастливому обладателю" функционального языка, конечно, очень печально и от твоего поста. И поэтому я свои пять копеек-таки вставлю, если можно. Нисколько не умаляя прелести ситуации, когда родители усвоили язык в той мере, что могут одивлять истории и показывать красоту и гибкость языка, я хочу сказать, что этот фактор исключительно положительный, но, тем не менее, для достижения тех же (условно) высот - не обязательный. ВСЕ мои друзья и знакомые, приехавшие в Израиль детьми, владеют в равной степени двумя языками, иногда ивритом лучше, многие пишут хорошие стихи на обоих языках, прозу, делают переводы и т.д. Один из моих лучших друзей - победитель конкурса переводчиков на иврит. И т.д. и т.п. И ни у кого из них родители не владеют ивритом лучшим, чем функциональный, уличный+по работе, ни у кого родители на иврите не читают литературу, могут при необходиомтси статью прочесть в газете, и то не все и часто со словарем. А ребята прекрасно знают иврит, думают на нем, дают частные уроки иврита. Мой собственный ребенок до 5 лет не слышал иврита, кроме как на улице, а потом за 2 месяца стал лучшим по ивриту в детсаду, а сейчас, через полтора года - лучшим в классе, а ведь дома мы говорим только по-русски, читаем только по-русски и занимаемся русским по российским учебникам, т.е. дома иврита у нас нет. По этим всем причинам вот это "Будь я сейчас той самой обладательницей «функционального» английского, я бы выла от беспомощности" мне кажется сильным преувеличением...
azbukivedi
Dec. 2nd, 2009 10:02 pm (UTC)
Да, кстати, Натан тоже по-английски не говорил до трёх лет, а читать на нём его вообще никто не учил. Тогда меня это вообще не напрягало. Потом сразу стал лучше всех в классе читать. Но шлифовать его письменный/литературный английский мы начали только сейчас. Иногда просто физически нужна помощь с важным сочинением.
(no subject) - drabkina - Dec. 2nd, 2009 10:07 pm (UTC) - Expand
(no subject) - diannnay - Dec. 3rd, 2009 04:26 am (UTC) - Expand
(no subject) - drabkina - Dec. 3rd, 2009 05:02 am (UTC) - Expand
alypa
Dec. 2nd, 2009 10:01 pm (UTC)
вот так в жизни - никогда не знаешь, что в итоге понадобится. мне через 25лет вдруг понадобилось всё, чему меня учили в кружке Юный учитель:)
--
а в каком году было о маме и обучении письму? очень хочу прочитать.
azbukivedi
Dec. 2nd, 2009 10:05 pm (UTC)
Про маму было в посте "Мама" (в разделе "Семья"), ему меньше года.
А чему учили в кружке "Юный Учитель"? :)
(no subject) - alypa - Dec. 2nd, 2009 10:09 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sthinks - Dec. 3rd, 2009 12:57 am (UTC) - Expand
kurtuazij
Dec. 2nd, 2009 10:03 pm (UTC)
"..красоту и гибкость языка, а не только его функциональность"..
Да, Света. Это талант. Одной фразой отполировать весь диапазон смыслов. Полагаю, если бы ты не достигла текущего уровня, то о прощении не могло бы идти и речи! :0)
Но, собственно,еще бааальшой вопрос, достигла ли бы ты тех высот владения языком, кабы думала о будущем приложении на благо сына. Для себя - стимул куда как помощнее.
azbukivedi
Dec. 2nd, 2009 10:06 pm (UTC)
Согласна. Всё надо делать для себя (худеть, учить английский, читать книги, держать себя в форме), а остальным - бонус. :))
umnickmd
Dec. 2nd, 2009 10:11 pm (UTC)
Хороший пост. Не перечитать ли Elements of Style на сон грядущий...

Насчет функционального языка: очень многому я научился, когда ппришлось писать на работе еженедельные отчеты. Тоже "это слово можно убрать, здесь предложения переставить" итд.

azbukivedi
Dec. 2nd, 2009 10:13 pm (UTC)
Вот я больше всего/лучше всего училась у людей, которые хорошо редактируют текст. Когда тебя "правят" по многу раз, схватываешь.
А Elements of Style - гениальная книга.
(no subject) - umnickmd - Dec. 2nd, 2009 10:26 pm (UTC) - Expand
(no subject) - azbukivedi - Dec. 2nd, 2009 10:31 pm (UTC) - Expand
onkel_hans
Dec. 2nd, 2009 10:30 pm (UTC)
Гордость? Ну и тема!
И что он написал?

Когда моя дочка увидела наклейку на бампер
THE POWER OF PRIDE
(Ты же сама видела такие после 9/11!)

Она удивленно спросила: Папа, разве можно так писать?
azbukivedi
Dec. 2nd, 2009 10:32 pm (UTC)
Re: Гордость? Ну и тема!
Он написал, что гордость пахнет как пот атлета, выигравшего золотую медаль.
Re: Гордость? Ну и тема! - onkel_hans - Dec. 2nd, 2009 11:01 pm (UTC) - Expand
Re: Гордость? Ну и тема! - azbukivedi - Dec. 2nd, 2009 11:03 pm (UTC) - Expand
Re: Гордость? Ну и тема! - onkel_hans - Dec. 2nd, 2009 11:30 pm (UTC) - Expand
uzheletta
Dec. 2nd, 2009 11:38 pm (UTC)
вот и здорово.
а в том, что ты будешь публиковаться, нет никаких сомнений.
но главное, наверное, писать, раз это приносит тебе настоящую радость, остальное как-нибудь сложится.
azbukivedi
Dec. 3rd, 2009 02:08 am (UTC)
Да, это, в основном, для себя. Спасибо за доверие, Женьк. :)
marinache
Dec. 2nd, 2009 11:44 pm (UTC)
талант надо отшлифовывать, а в школе этого не сделают
А почему такая уверенность? В старших (да и средних, и местами - в младших тоже) классах на продвинутых уровнях их вполне здесь учат разнообразной писанине ... скажем так, лучше, чем многому другому (например, математике ;-)). А если ребёнок и сам способный, и ещё начитанный (хорошей литературой) - то результаты получаются неплохие даже и без участия родителей. ;-)

На самом деле, у меня просто очень неоднозначное отношение к "прополке и поливке" детских талантов собственными родителями. Для родителя возможность помочь ребёнку с уроками - однозначно, повод для гордости/удовлетворения; для ребёнка - не всегда ;-) ... и зависит это не столько от родительской компетентности в данном учебном предмете, сколько от общих пед. способностей. ;-) Судя по всему, у вас с этим - замечательно, что достойно всяческого восхищения - по крайней мере, не меньшего, чем просто хорошее владение литературным английским. ;-)
iz_tumana
Dec. 3rd, 2009 12:32 am (UTC)
Re: талант надо отшлифовывать, а в школе этого не сделаю
Бывает, что везет с учителями, да. У нас за один семестр в HS так нашлифовали, что теперь пишет по 2-3 статьи в день, без остановки :) Вот бы меня так кто-нибудь научил в школе. Мне, наверное, надо срочно прочесть Elements of Style.
yucca
Dec. 3rd, 2009 12:18 am (UTC)
Поэма-то где?
azbukivedi
Dec. 3rd, 2009 03:08 am (UTC)
Да кому тут нафиг нужна эта детская поэма?
(no subject) - yucca - Dec. 3rd, 2009 04:36 am (UTC) - Expand
(no subject) - azbukivedi - Dec. 3rd, 2009 02:32 pm (UTC) - Expand
sthinks
Dec. 3rd, 2009 12:58 am (UTC)
Я очень рада, что есть области, в которых мой сын лучше меня уже сейчас. По этой причине не стала брать уроки гитары, хотя мне не помешало бы.
azbukivedi
Dec. 3rd, 2009 03:08 am (UTC)
О, у меня так с младшим. Он такое творит на велосипеде и киборде, что я никогда даже близко...
(no subject) - sthinks - Dec. 3rd, 2009 03:21 am (UTC) - Expand
kuzjavyj
Dec. 3rd, 2009 01:07 am (UTC)
Насчет отличия прозы от поэзии смотреть здесь http://www.phrases.org.uk/meanings/floozie%20in%20the%20jacuzzi.html Даже процитирую:

Here's an example from Brendan Behan (the self-confessed "drinker with writing problems") who, when asked to define the difference between prose and poetry, is reported as saying:

"There was a young fellah named Rollocks
Who worked for Ferrier Pollocks.
As he walked on the Strand
With his girl by the hand
The tide came up to his knees.

Now that’s prose. If the tide had been in, it would have been poetry."
:)
azbukivedi
Dec. 3rd, 2009 03:09 am (UTC)
Слушай, это класс! Спасибо за ссылку. :))))
esya
Dec. 3rd, 2009 01:15 am (UTC)
Если бы заленилась, ты бы нашла ему хорошего учителя. Поддержка важнее, имхо.
azbukivedi
Dec. 3rd, 2009 02:07 am (UTC)
ВажнЕЕ. Но это тоже важно.
noemi
Dec. 3rd, 2009 03:11 am (UTC)
Это здорово!
И печататься Вы будете, не сомневаюсь ни капли.
Такие вложения в собственную жизнь всегда окупаются.


Мне вот тоже бы английский отшлифовать. А то будет такой же "функциональный" язык, как у многих здесь. Мне этого, почему-то, не хочется.
Книгу The Elements of Style скачала и прочитаю. Если можно, посоветуйте еще что-нибудь из собственного опыта, что поможет литературный язык (да и язык вообще) "прокачать"?
azbukivedi
Dec. 3rd, 2009 03:03 pm (UTC)
Лучшее, что я могу посоветовать, это общаться с носителями языка - через писательские группы или сайты. И просить их корректировать/редактировать тексты. Лучшая школа. Только надо тратить энергию на нахождение тех, чьему мнению вы доверяете.
gefiltefishka
Dec. 3rd, 2009 03:24 am (UTC)
вот чего я у тебя раньше не замечала, так это чванства.
azbukivedi
Dec. 3rd, 2009 02:33 pm (UTC)
Три ответа, выбирай на вкус:

1) Разве это чванство? Вот уж никогда бы...
2) Как не замечала? Я только этим и занимаюсь!
3) Ну надо же когда-нибудь начинать!
(no subject) - gefiltefishka - Dec. 3rd, 2009 06:09 pm (UTC) - Expand
merienn
Dec. 3rd, 2009 06:06 am (UTC)
Ты моя прекрасная!
azbukivedi
Dec. 3rd, 2009 02:31 pm (UTC)
Ах если бы... Как-то в жизни всё сложнее. :)
nechaman
Dec. 3rd, 2009 07:54 am (UTC)
Меня сын иногда уговаривает писать с ним вместе... Он большой уже и пишет куда лучше меня. Не знаю, зачем это ему. Может просто он этим хочет показать, что меня любит?
azbukivedi
Dec. 3rd, 2009 02:30 pm (UTC)
Наверное. :)
phago_lov
Dec. 3rd, 2009 08:08 am (UTC)
Вот именно поэтому я бьюсь за то, чтобы у детей был нормальный, живой, богатый русский. Для адекватного контакта. ))
azbukivedi
Dec. 3rd, 2009 02:30 pm (UTC)
С Ариком я только по-английски - ему бы английский выучить. Читает плохо. Вообще "буковки" - не его. А Натан довольно двуезычен, но пишет, конечно, по-английски.
(no subject) - phago_lov - Dec. 3rd, 2009 05:06 pm (UTC) - Expand
(no subject) - azbukivedi - Dec. 3rd, 2009 05:07 pm (UTC) - Expand
(no subject) - phago_lov - Dec. 3rd, 2009 05:10 pm (UTC) - Expand
robert_myname
Dec. 3rd, 2009 11:51 am (UTC)
У гордости всякой - запах особый:
Гордость за родину пахнет хрущобой,
Гордость японца - бамбуком и деревом,
Гордость родителей - детством потерянным,
Пахнет помадой, а то - и кастрацией
Гордость за некую ориентацию,
Гордость Чикаго - скотозаводом,
Женская - чаще и чаще разводом,
И не скажу лишь, смущенно смолкая,
Чем она пахнет, гордость мужская...

:)
azbukivedi
Dec. 3rd, 2009 02:28 pm (UTC)
Пришёл поручик... :)))
(no subject) - robert_myname - Dec. 4th, 2009 12:14 pm (UTC) - Expand
(no subject) - gefiltefishka - Dec. 3rd, 2009 06:11 pm (UTC) - Expand
(no subject) - robert_myname - Dec. 4th, 2009 12:16 pm (UTC) - Expand
k001
Dec. 3rd, 2009 12:12 pm (UTC)
Вообще да, никогда не знаешь, когда что-нибудь пригодится.

> брала курсы

Это, конечно, не настолько плохо, как «взяла автобус», но тоже калька с английского. По-русски будет, пожалуй, «посещала курсы», «ходила на курсы», как-то так.

azbukivedi
Dec. 3rd, 2009 02:27 pm (UTC)
А если курсы виртуальные или по переписке?
(no subject) - k001 - Dec. 3rd, 2009 04:31 pm (UTC) - Expand
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
( 120 comments — Leave a comment )