?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Уроки иронии судьбы

К Натану в школу пришёл поэт и устроил пятиклашкам мастер-класс по написанию стихов. После чего ребёнку задали на дом поэму. Рифмовать ничего не надо (белый стих - это наше всё), но нужно продемонстрировать понимание разницы между прозой и поэзией. То есть написанное должно как-то напоминать поэму. Желательно. Даже тему выдали: что такое гордость. И метафор побольше: как выглядит гордость? как пахнет гордость? как чувствует себя гордость? какая она на вкус?

Чадо устроилось у компьютера, постучало по клавишам и выдало поэму. Ну, для десятилетки неплохо. Мне даже понравилось. Но куча лишних слов и не слишком удачных оборотов. Тогда я села рядом с ним и начала разбирать поэму построчно. Вот тут нужна другая метафора. Здесь можно сократить. Тут лучше перенести строчку. Это можно вообще убрать. Там прояснить и поменять слова местами. Мы «причесали» поэму, распечатали окончательный вариант и остались довольны собою. Получилось вполне удобоваримо. Для ребёнка так просто отлично.

До этого мы уже неоднократно правили и переписывали сочинения, но почему-то именно эпизод с поэмой наполнил меня... знаете чем? Чувством глубокого удовлетворения. У всего есть тайный смысл, второе дно. Когда я годами отрабатывала свой английский, училась писать, брала курсы, читала книги типа «Elements of Style», ошивалась на литературных сайтах и в писательских группах и подвергала себя редакторской экзекуции, то думала исключительно о карьере и возможности печататься в этой стране. При чём тут дети? А что мы имеем теперь? Нет, ну карьере это действительно помогло, а вот с печататься... То, что есть, не считается. Да и не суть важно. Надежда, конечно, умирает последней, но даже если ничего из моих писательских потуг не выйдет, то потраченное время не потеряно. Я знаю, зачем я всё это делала: чтобы сейчас давать Натану то, что когда-то дала мне моя мама.

Про то, как мама учила меня писать, я уже рассказывала и повторяться не буду. Переоценить роль этих «уроков» невозможно. На одних природных способностях далеко не уедешь – их надо полоть и поливать, а то чертополохом зарастут. У Натана прекрасные гуманитарные способности (думаю, куда лучше моих – даже уверена), и будь я сейчас мамой с типичным «иммигрантским» английским, меня бы это убило. Его талант надо отшлифовывать, а в школе этого не сделают. Кто будет сидеть с этим ребёнком и показывать, как лучше строить фразы, как убирать лишнее, как подбирать синонимы, как оживлять истории? Кто покажет ему красоту и гибкость языка, а не только его функциональность? Кто будет полировать его поэмы?

Будь я сейчас той самой обладательницей «функционального» английского, я бы выла от беспомощности, как вою с Ариком, который ни разу не гуманитарий, а музыкант. А мне нотная грамота, что китайский язык. Половину нот переврёт - не узнаю. Вопрос возник по домашнему заданию – мама ничем не может помочь. И музыкой с младшим отпрыском может заниматься только папа. Папа бесценен, но он обычно домой приходит, когда дети уже спать ложатся, а то и спят давно. Сейчас он перекраивает своё расписание, чтобы хотя бы 2-3 раза в неделю заниматься с Ариком музыкой, но практиковаться-то надо каждый день, а мальчику только семь, и как бы я много дала, чтобы хоть что-то в этой музыке соображать. Чтобы полоть и поливать, как старшего. Вначале я пыталась с Ариком учиться, но он (хрюшка!) обогнал меня за месяц. Ну не дал бог слуха маме, совсем. Я не слышу фальшивых нот. И с этим приходится мириться – мой ребёнок фыркает, когда я подхожу к киборду и говорит, что подождёт папу. Гуляйте, мамаша. И начинает там что-то себе импровизировать, включив барабанный «фон». Я так не смогу, даже если сто лет буду учиться.

Да, так о чём бишь я. То, что Арик не унаследовал таланты, которые у меня есть, зато унаследовал те, которых у меня нет (он ещё и атлет у нас, пан спортсмен, а читать вот ненавидит), есть шутка природы. Я могу его только поддерживать в его начинаниях, не более. Но как бы я себя сейчас чувствовала, если бы не могла помочь тому сыну, который способностями пошёл в меня? Если бы писала с Натаном на разных языках, без точек соприкосновения? Если бы знала, что могла БЫ, потому что способности есть, но заленилась?

И ведь ни разу, работая над своим литературным английским, я не подумала об этом.

Comments

( 120 comments — Leave a comment )
Page 1 of 3
<<[1] [2] [3] >>
savall
Dec. 2nd, 2009 09:23 pm (UTC)
Какой ты молодец, однако!
azbukivedi
Dec. 2nd, 2009 09:27 pm (UTC)
Я? Я случайный молодец. Accidental, такссзать. Могла бы и не. Делала-то для себя, а получилось, что и для него.
(no subject) - savall - Dec. 2nd, 2009 09:30 pm (UTC) - Expand
(no subject) - azbukivedi - Dec. 2nd, 2009 09:32 pm (UTC) - Expand
(no subject) - savall - Dec. 2nd, 2009 09:31 pm (UTC) - Expand
kuklamasha
Dec. 2nd, 2009 09:26 pm (UTC)
Спасибо. Хороший пост:)
azbukivedi
Dec. 2nd, 2009 09:27 pm (UTC)
Пожалуйста. :)
allochkag
Dec. 2nd, 2009 09:31 pm (UTC)
примерно так же себя чувствовала, когда Белка начала музыкой заниматься - я отмучила 8 лет в музыкальной школе и не подходила к инструменту до тех пор, пока она не начала заниматься

ужасно приятно, когда можешь помочь ребенку в чем-то (хоть я и совсем не музыкант :) )
azbukivedi
Dec. 2nd, 2009 09:33 pm (UTC)
Ага. Не, ну с Ариком это кирдык, потому что он вопросы задаёт, ему интересно, ему нравится, а я ВООБЩЕ не могу ему помочь.
(no subject) - allochkag - Dec. 2nd, 2009 09:34 pm (UTC) - Expand
(no subject) - azbukivedi - Dec. 2nd, 2009 09:43 pm (UTC) - Expand
gem_in_i
Dec. 2nd, 2009 09:40 pm (UTC)
Лишних знаний не бывает. Я постоянно вижу подтверждение этой старой истине.
azbukivedi
Dec. 2nd, 2009 09:46 pm (UTC)
Плюс 100.
a_p
Dec. 2nd, 2009 09:41 pm (UTC)
мне когда-то у Розанова (гимназического учителя) очень понравилось объяснение, почему женщинам нужно лучшее образование, чем мужчинам; оно было в том духе, что ребёнку с уроками помогать, это вам не бумажками в департаменте шуршать.
azbukivedi
Dec. 2nd, 2009 09:44 pm (UTC)
Ну, у нас папа помогает чуть ли не больше меня. С Ариком музыкой, с обоими математикой и шахматами... Я культурно-гуманитарной программой занимаюсь. Так что хорошему отцу тоже нужно образование. :))
(no subject) - a_p - Dec. 2nd, 2009 09:52 pm (UTC) - Expand
(no subject) - azbukivedi - Dec. 2nd, 2009 10:14 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ex_orlandina154 - Dec. 2nd, 2009 10:32 pm (UTC) - Expand
(no subject) - azbukivedi - Dec. 2nd, 2009 10:33 pm (UTC) - Expand
(no subject) - 989tim - Dec. 10th, 2009 01:52 am (UTC) - Expand
(no subject) - azbukivedi - Dec. 10th, 2009 03:02 pm (UTC) - Expand
(no subject) - 989tim - Dec. 10th, 2009 07:41 pm (UTC) - Expand
(no subject) - azbukivedi - Dec. 10th, 2009 07:55 pm (UTC) - Expand
(no subject) - 989tim - Dec. 10th, 2009 09:15 pm (UTC) - Expand
fitis
Dec. 2nd, 2009 09:44 pm (UTC)
Молодец папа, что перекраивает расписание, правильно делает. Мне кажется, что когда уроками занимаются оба взрослых, это как-то... правильнее, что ли? Только каждый должен заниматься какими-то своими предметами, теми, в которых сможет дать ребёнку больше - "технарь" помогает с математикой, а "гуманитарий" с поэзией, такое вот разделение труда получается. Понятно, что деление "технарь/гуманитарий" довольно условно; суть в том, чтобы не пытаться объять необъятное.

P.S. по теме поста - это же прекрасно, когда собственный труд приносит плоды в неожиданных областях, да ещё и в таких важных:) Рад за Вас.
azbukivedi
Dec. 2nd, 2009 09:45 pm (UTC)
Посмотрите мой ответ на комментарий выше вашего - там про папу. Он очень много с ними занимается. Что трудно, потому что он ещё и работает как вол и спортом занимается очень серьёзно.
(no subject) - fitis - Dec. 2nd, 2009 09:49 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ok_66 - Dec. 3rd, 2009 11:18 am (UTC) - Expand
(Deleted comment)
azbukivedi
Dec. 2nd, 2009 10:00 pm (UTC)
Ты знаешь, моя мама тоже не пишет по-английски. Мне трудно оценить, переоценить или недооценить степень влияния родителей. То есть вполне возможно, что без меня бы обошлось - или что я бы без мамы обошлась. Но те воспоминания и уроки мне очень дороги - и реально помогли. Не только результат ведь...
(no subject) - drabkina - Dec. 2nd, 2009 10:02 pm (UTC) - Expand
(no subject) - azbukivedi - Dec. 2nd, 2009 10:04 pm (UTC) - Expand
(no subject) - drabkina - Dec. 2nd, 2009 10:13 pm (UTC) - Expand
(no subject) - azbukivedi - Dec. 2nd, 2009 10:17 pm (UTC) - Expand
(no subject) - drabkina - Dec. 2nd, 2009 10:26 pm (UTC) - Expand
drabkina
Dec. 2nd, 2009 09:56 pm (UTC)
Светка, ты большой-пребольшой молодец, это бесспорно. И не спорь со мной! :)

Но мне как "счастливому обладателю" функционального языка, конечно, очень печально и от твоего поста. И поэтому я свои пять копеек-таки вставлю, если можно. Нисколько не умаляя прелести ситуации, когда родители усвоили язык в той мере, что могут одивлять истории и показывать красоту и гибкость языка, я хочу сказать, что этот фактор исключительно положительный, но, тем не менее, для достижения тех же (условно) высот - не обязательный. ВСЕ мои друзья и знакомые, приехавшие в Израиль детьми, владеют в равной степени двумя языками, иногда ивритом лучше, многие пишут хорошие стихи на обоих языках, прозу, делают переводы и т.д. Один из моих лучших друзей - победитель конкурса переводчиков на иврит. И т.д. и т.п. И ни у кого из них родители не владеют ивритом лучшим, чем функциональный, уличный+по работе, ни у кого родители на иврите не читают литературу, могут при необходиомтси статью прочесть в газете, и то не все и часто со словарем. А ребята прекрасно знают иврит, думают на нем, дают частные уроки иврита. Мой собственный ребенок до 5 лет не слышал иврита, кроме как на улице, а потом за 2 месяца стал лучшим по ивриту в детсаду, а сейчас, через полтора года - лучшим в классе, а ведь дома мы говорим только по-русски, читаем только по-русски и занимаемся русским по российским учебникам, т.е. дома иврита у нас нет. По этим всем причинам вот это "Будь я сейчас той самой обладательницей «функционального» английского, я бы выла от беспомощности" мне кажется сильным преувеличением...
azbukivedi
Dec. 2nd, 2009 10:02 pm (UTC)
Да, кстати, Натан тоже по-английски не говорил до трёх лет, а читать на нём его вообще никто не учил. Тогда меня это вообще не напрягало. Потом сразу стал лучше всех в классе читать. Но шлифовать его письменный/литературный английский мы начали только сейчас. Иногда просто физически нужна помощь с важным сочинением.
(no subject) - drabkina - Dec. 2nd, 2009 10:07 pm (UTC) - Expand
(no subject) - diannnay - Dec. 3rd, 2009 04:26 am (UTC) - Expand
(no subject) - drabkina - Dec. 3rd, 2009 05:02 am (UTC) - Expand
alypa
Dec. 2nd, 2009 10:01 pm (UTC)
вот так в жизни - никогда не знаешь, что в итоге понадобится. мне через 25лет вдруг понадобилось всё, чему меня учили в кружке Юный учитель:)
--
а в каком году было о маме и обучении письму? очень хочу прочитать.
azbukivedi
Dec. 2nd, 2009 10:05 pm (UTC)
Про маму было в посте "Мама" (в разделе "Семья"), ему меньше года.
А чему учили в кружке "Юный Учитель"? :)
(no subject) - alypa - Dec. 2nd, 2009 10:09 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sthinks - Dec. 3rd, 2009 12:57 am (UTC) - Expand
kurtuazij
Dec. 2nd, 2009 10:03 pm (UTC)
"..красоту и гибкость языка, а не только его функциональность"..
Да, Света. Это талант. Одной фразой отполировать весь диапазон смыслов. Полагаю, если бы ты не достигла текущего уровня, то о прощении не могло бы идти и речи! :0)
Но, собственно,еще бааальшой вопрос, достигла ли бы ты тех высот владения языком, кабы думала о будущем приложении на благо сына. Для себя - стимул куда как помощнее.
azbukivedi
Dec. 2nd, 2009 10:06 pm (UTC)
Согласна. Всё надо делать для себя (худеть, учить английский, читать книги, держать себя в форме), а остальным - бонус. :))
umnickmd
Dec. 2nd, 2009 10:11 pm (UTC)
Хороший пост. Не перечитать ли Elements of Style на сон грядущий...

Насчет функционального языка: очень многому я научился, когда ппришлось писать на работе еженедельные отчеты. Тоже "это слово можно убрать, здесь предложения переставить" итд.

azbukivedi
Dec. 2nd, 2009 10:13 pm (UTC)
Вот я больше всего/лучше всего училась у людей, которые хорошо редактируют текст. Когда тебя "правят" по многу раз, схватываешь.
А Elements of Style - гениальная книга.
(no subject) - umnickmd - Dec. 2nd, 2009 10:26 pm (UTC) - Expand
(no subject) - azbukivedi - Dec. 2nd, 2009 10:31 pm (UTC) - Expand
onkel_hans
Dec. 2nd, 2009 10:30 pm (UTC)
Гордость? Ну и тема!
И что он написал?

Когда моя дочка увидела наклейку на бампер
THE POWER OF PRIDE
(Ты же сама видела такие после 9/11!)

Она удивленно спросила: Папа, разве можно так писать?
azbukivedi
Dec. 2nd, 2009 10:32 pm (UTC)
Re: Гордость? Ну и тема!
Он написал, что гордость пахнет как пот атлета, выигравшего золотую медаль.
Re: Гордость? Ну и тема! - onkel_hans - Dec. 2nd, 2009 11:01 pm (UTC) - Expand
Re: Гордость? Ну и тема! - azbukivedi - Dec. 2nd, 2009 11:03 pm (UTC) - Expand
Re: Гордость? Ну и тема! - onkel_hans - Dec. 2nd, 2009 11:30 pm (UTC) - Expand
uzheletta
Dec. 2nd, 2009 11:38 pm (UTC)
вот и здорово.
а в том, что ты будешь публиковаться, нет никаких сомнений.
но главное, наверное, писать, раз это приносит тебе настоящую радость, остальное как-нибудь сложится.
azbukivedi
Dec. 3rd, 2009 02:08 am (UTC)
Да, это, в основном, для себя. Спасибо за доверие, Женьк. :)
marinache
Dec. 2nd, 2009 11:44 pm (UTC)
талант надо отшлифовывать, а в школе этого не сделают
А почему такая уверенность? В старших (да и средних, и местами - в младших тоже) классах на продвинутых уровнях их вполне здесь учат разнообразной писанине ... скажем так, лучше, чем многому другому (например, математике ;-)). А если ребёнок и сам способный, и ещё начитанный (хорошей литературой) - то результаты получаются неплохие даже и без участия родителей. ;-)

На самом деле, у меня просто очень неоднозначное отношение к "прополке и поливке" детских талантов собственными родителями. Для родителя возможность помочь ребёнку с уроками - однозначно, повод для гордости/удовлетворения; для ребёнка - не всегда ;-) ... и зависит это не столько от родительской компетентности в данном учебном предмете, сколько от общих пед. способностей. ;-) Судя по всему, у вас с этим - замечательно, что достойно всяческого восхищения - по крайней мере, не меньшего, чем просто хорошее владение литературным английским. ;-)
iz_tumana
Dec. 3rd, 2009 12:32 am (UTC)
Re: талант надо отшлифовывать, а в школе этого не сделаю
Бывает, что везет с учителями, да. У нас за один семестр в HS так нашлифовали, что теперь пишет по 2-3 статьи в день, без остановки :) Вот бы меня так кто-нибудь научил в школе. Мне, наверное, надо срочно прочесть Elements of Style.
yucca
Dec. 3rd, 2009 12:18 am (UTC)
Поэма-то где?
azbukivedi
Dec. 3rd, 2009 03:08 am (UTC)
Да кому тут нафиг нужна эта детская поэма?
(no subject) - yucca - Dec. 3rd, 2009 04:36 am (UTC) - Expand
(no subject) - azbukivedi - Dec. 3rd, 2009 02:32 pm (UTC) - Expand
Page 1 of 3
<<[1] [2] [3] >>
( 120 comments — Leave a comment )