?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Я сейчас читаю роман Памука «Снег» и поражаюсь количеству в нём псевдо-религиозных дискуссий. Действие происходит в маленьком городке где-то на окраине Турции, место депрессивное и Богом забытое, экономическое положение ужасное, поэтому страсти кипят. Сидят взрослые безработные мужики, делать им не хрена, вот и обсуждают проблемы мира, философию, политику... Исламисты и атеисты, «западники» и «восточники», «настоящие» Турки и «немецкие шпионы» - нужно выбирать стороны, и если ты не с нами, то против нас.

Центральная фигура романа – типичный интеллигент-западник по имени Ка. Он поэт. Он влюблён, пишет стихи, наблюдает за происходящим и больше всего на свете хочет выбраться из города живым, прихватив любимую женщину, и удрать во Франкфурт. Доказывать он никому ничего не хочет. Но его всё время ставят перед выбором. Кстати, атеистом Ка не назовёшь. То ему снежинки напоминают о Высшей Силе, то ему кажется, когда он пишет поэмы, что его руку ведёт рука Бога, то он целует руку некого местного шейха и находит успокоение в его присутствии. Коран он читал и неплохо знает. Но исламисты упорно обзывают его атеистом (часто через запятую с «западным шпионом»).

Там ещё одна интересная сюжетная линия. В городе эпидемия самоубийств религиозных девушек. Местный университет запретил студенткам приходить на лекции с покрытой головой, и тех, кто отказался снимать платок, выгнали, часто с последнего года учёбы. Некоторые покончили с собой. Вначале, когда Ка пытается разобраться в проблеме, он открывает для себя массу интересного. Проблема университета оказывается последней каплей, а иногда вообще не играет роли. Просто девушек в грошь не ставят, бьют, заставляют работать как лошадей и непрерывно рожать, выдают замуж за мужчин, которые их на 20 лет старше – короче, весёлая судьба женщины в мусульманском обществе. А тут ещё единственное окно в мир закрыли – из университета выгнали.

Исламисты, тем временем, эти проблемы не обсуждают. Их волнует другое: самоубийство запрещено Кораном. Дальше интересное логическое заключение: если ты даже просто задумываешься о самоубийстве, то ты не веришь в Бога, ты атеист. Там даже абзац такой есть, где Ка в сердцах (после тяжёлого дня) жалуется, что в этом беспросветном городе хочется покончить с собой, а религиозный собеседник тут же говорит, что Ка, значит, атеист. Ругалка такая. И никто, ни исламисты, ни «западники» не обсуждают в книге, как сделать жизнь женщин более терпимой. Обсуждается, как объяснить им, что самоубийство богопротивно и противоречит учениям Корана. Лозунги по всему городу развесили... Мужчины заняты философией и проблемами мира. Поклонники Ататурка так же колотят своих жён, как и носители длинных бород. Культура такая.

Ну ладно, думаю я, читаю эту книгу. Турция, ислам, провинция, дичь. Либо жить по Книге, и трава не расти, либо ты атеист и предатель всего святого. А жить как Ка, видеть Бога в снежинках и поэзии, есть и пить что хочешь, и на молитвы не ходить, это... это прям атеизм, и усё.

Потом я открываю ЖЖ и начинаю читать дискуссии (в этом посте ссылки на все три) о религии у arbat’a. И как-то мне это немного... де жа вю, all over again. Слава Богу, хоть аудитория не мусульманская, и о платках не дискутируют. Но те же чёрные и белые, или красные и белые, как вам больше нравится. Религиозники. Атеисты. Ищут правду-матку и логику, философствуют. Библию надо понимать так. Нет, сяк. Бог – он такой. Да не такой. Да его вообще нет. Ах ты, сука, да что ж ты несёшь! И всем этим людям, в отличие от безработных турков, есть, я полагаю, чем заняться.

А может Бог в снежинках и поэзии? Я не знаю. Мне нравится слово «агностик», потому что оно освобождает меня от отвественности. Мне неинтересно. Неинтересно ездить или ходить каждую неделю или даже месяц в некое здание, где собираются люди и молятся. Мне вообще неинтересно молиться. Неинтересно ограничивать себя в еде по любым причинам, не относящимся к здоровью и красоте. Неинтересно одеваться «прилично» или «достойно», в соответствии с чем-то там. Но главное, мне неинтересно объяснять кому-то, почему мне это неинтересно.

Идёт, например, спор об абсолютной морали. Есть ли она, и дала ли нам её религия. Ну, пусть есть. Пусть дала. Спасибо товарищу религии за наше счастливое детство абсолютную мораль. Мораль получили? Государству перепоручили все эти «не убий» да «не укради»? И ладушки. Мавр в виде религии сделал своё дело. Можно я теперь свининки поем? (Хотя, вообще-то чтобы не крали и не убивали нужно создавать правильные условия в обществе, политические, культурные, экономические. Потому как если их нет, то убивают и крадут, и никакая религия...)

При этом у меня нет ни малейшего желания называть себя атеисткой. Это тоже религия такая. Бога НЕТ, уж я-то ЗНАЮ! Да кто ты такой? Размахивать знаменем атеизма я не буду, увольте. А как же тогда снежинки и поэзия?

Религиозные люди для меня такие же, как все остальные. Уважаю тех, кто достоин уважения; люблю тех, кто достоин любви. Их вера роли не играет, если только они не начинают доказывать мне с пеной у рта, что если я ем креветки, то с тем же успехом могу что-нибудь украсть, потому как заповеди не выбирают. Да выбирают. Каждый день, абсолютное большинство. Логика? Наша жизнь не логична вообще, как можно поверить её алгеброй? Её даже философией поверить нельзя – вон, уже тысячи лет пытаются. А уж споры о буквальной и небуквальной интерпретации Библии... ну ничем не отличаются от споров об интерпретации Корана, которые ведут безработные турки.

Кстати, помимо снежинок и поэзии, я вижу Бога много в чём. Вот, например, когда ветер развевает мои волосы. Это такое счастье, такая свобода, такое удовольствие. Вот он, Бог, в летящих по ветру волосах девушки. А в платке его нет. В парике тоже. Давайте устроим шумную дискуссию по этому поводу. Логику поищем. Времени у нас ведь много, да?

Comments

( 126 comments — Leave a comment )
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
leon_orr
Dec. 24th, 2009 04:56 pm (UTC)
Пока не буду читать.
Я скачала аудиокнигу, и электронная у меня тоже есть - сначала прочту-послушаю, а потом почитаю вас.
azbukivedi
Dec. 24th, 2009 05:59 pm (UTC)
Мой пост не только и не столько о книге - и чтению не помешает. То есть никаких поворотов сюжета я не раскрываю. :)
rezoner
Dec. 24th, 2009 05:03 pm (UTC)
"Но главное, мне неинтересно объяснять кому-то, почему мне это неинтересно"

Ага, именно поэтому ты и написала этот пост на три экрана :)
azbukivedi
Dec. 24th, 2009 05:59 pm (UTC)
Но ничего, заметь, не объяснила. :)
(no subject) - rezoner - Dec. 24th, 2009 06:05 pm (UTC) - Expand
(no subject) - azbukivedi - Dec. 24th, 2009 06:07 pm (UTC) - Expand
(no subject) - rezoner - Dec. 24th, 2009 06:10 pm (UTC) - Expand
(no subject) - azbukivedi - Dec. 24th, 2009 06:12 pm (UTC) - Expand
(no subject) - rezoner - Dec. 24th, 2009 06:15 pm (UTC) - Expand
(no subject) - azbukivedi - Dec. 24th, 2009 06:18 pm (UTC) - Expand
(no subject) - rezoner - Dec. 24th, 2009 06:19 pm (UTC) - Expand
(no subject) - azbukivedi - Dec. 24th, 2009 06:22 pm (UTC) - Expand
(no subject) - rezoner - Dec. 24th, 2009 06:25 pm (UTC) - Expand
(no subject) - assedo - Dec. 24th, 2009 06:22 pm (UTC) - Expand
(Anonymous)
Dec. 24th, 2009 05:07 pm (UTC)
ты наверное веришь в бога спинозы (классный дядька был)
эта форма атеизма пантеизмом вроде как называется

вот ещё дядька очень клевый:
http://www.youtube.com/watch?v=DTepA-WV_oE
azbukivedi
Dec. 24th, 2009 05:58 pm (UTC)
В классного дядьку верю с радостью! :)))
Ютюб на работе не могу - потом посмотрю, спасибо.
(no subject) - (Anonymous) - Dec. 24th, 2009 06:05 pm (UTC) - Expand
zoya_g
Dec. 24th, 2009 05:10 pm (UTC)
согласна. Но объяснять другим свою позицию все равно время от времени приходится.
И книга мне очень понравилась.
azbukivedi
Dec. 24th, 2009 05:56 pm (UTC)
А если нечего объяснять? То есть позиция нелогична по определению, и не претендует?
(no subject) - zoya_g - Dec. 24th, 2009 06:16 pm (UTC) - Expand
(no subject) - azbukivedi - Dec. 24th, 2009 06:20 pm (UTC) - Expand
(no subject) - zoya_g - Dec. 24th, 2009 06:34 pm (UTC) - Expand
(no subject) - azbukivedi - Dec. 24th, 2009 06:37 pm (UTC) - Expand
(no subject) - parvuss - Jan. 4th, 2010 05:48 pm (UTC) - Expand
i_navi
Dec. 24th, 2009 05:34 pm (UTC)
Б-г - он в снежинках показывает, что он - художник. Мириады красоты, каждый раз разные, двух одинаковых не бывает. И в рссветах. И, как не странно это звучит для мизантропа, в людях.
azbukivedi
Dec. 24th, 2009 05:56 pm (UTC)
Он свободный художник, Творец. Ему пофиг, что я ем, как одеваюсь и с кем сплю.
(no subject) - i_navi - Dec. 24th, 2009 06:42 pm (UTC) - Expand
(no subject) - azbukivedi - Dec. 24th, 2009 06:50 pm (UTC) - Expand
(no subject) - i_navi - Dec. 24th, 2009 07:25 pm (UTC) - Expand
(no subject) - azbukivedi - Dec. 24th, 2009 07:38 pm (UTC) - Expand
(no subject) - i_navi - Dec. 25th, 2009 05:11 am (UTC) - Expand
(no subject) - a_fainshtein - Dec. 25th, 2009 03:06 am (UTC) - Expand
(no subject) - i_navi - Dec. 25th, 2009 05:15 am (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - azbukivedi - Jan. 4th, 2010 05:51 pm (UTC) - Expand
(no subject) - parvuss - Jan. 4th, 2010 05:56 pm (UTC) - Expand
(no subject) - azbukivedi - Jan. 4th, 2010 05:59 pm (UTC) - Expand
(no subject) - parvuss - Jan. 4th, 2010 06:03 pm (UTC) - Expand
(no subject) - azbukivedi - Jan. 4th, 2010 06:05 pm (UTC) - Expand
(no subject) - parvuss - Jan. 4th, 2010 06:13 pm (UTC) - Expand
(no subject) - azbukivedi - Jan. 4th, 2010 06:18 pm (UTC) - Expand
(no subject) - parvuss - Jan. 4th, 2010 06:20 pm (UTC) - Expand
(no subject) - azbukivedi - Jan. 4th, 2010 06:29 pm (UTC) - Expand
(no subject) - parvuss - Jan. 4th, 2010 06:36 pm (UTC) - Expand
(no subject) - azbukivedi - Jan. 4th, 2010 06:40 pm (UTC) - Expand
(no subject) - parvuss - Jan. 4th, 2010 06:43 pm (UTC) - Expand
(no subject) - parvuss - Jan. 4th, 2010 05:59 pm (UTC) - Expand
(no subject) - azbukivedi - Jan. 4th, 2010 06:03 pm (UTC) - Expand
(no subject) - parvuss - Jan. 4th, 2010 06:06 pm (UTC) - Expand
(no subject) - azbukivedi - Jan. 4th, 2010 06:10 pm (UTC) - Expand
(no subject) - parvuss - Jan. 4th, 2010 06:19 pm (UTC) - Expand
(no subject) - azbukivedi - Jan. 4th, 2010 06:24 pm (UTC) - Expand
zmeyka_taya
Dec. 24th, 2009 05:44 pm (UTC)
В день, когда мы с тобой встречались у Александро-Невской лавры, я первый раз за много лет подрезала волосы до пояса. И я тогда поняла, что абсолютно забыла, как это - когда волосы распущены и их пошевеливает ветер. И ещё, выходя из метро, краем глаза в мутном стекле заметила отражение чего-то яркого, единственного яркого в серой массе, присмотрелась - а это я, мои волосы, на которые упало солнце! Это я так сияю, что меня видно одну из всего людского потока! Когда волосы блестят, это тоже Бог.
azbukivedi
Dec. 24th, 2009 05:56 pm (UTC)
Твои волосы - точно от Бога. :)
pikcel
Dec. 24th, 2009 05:49 pm (UTC)
а когда мы любим, то бог-в нас...
потому что мы создаем новую жизнь, это свет, таинство, сказка, восторг и чудо...
а вообющето я тоже в бога не верю...
что не мешает)))
azbukivedi
Dec. 24th, 2009 05:53 pm (UTC)
Бог у каждого свой. Это нереальность, данная нам в ощущениях. :)
ok_66
Dec. 24th, 2009 05:53 pm (UTC)
Можно пару вопросов? А знаменем атеизма обязательно размахивать? Просто не верить никак не получится?
Ну и о том, что атеизм суть разновидность религии - полагаете ли Вы лысину просто ещё одним цветом волос?
azbukivedi
Dec. 24th, 2009 05:55 pm (UTC)
Так и быть, можно просто не верить - разрешаю. :)
(Только если не лезть при этом в дискуссии с религиозными людьми и не доказывать им, что они неправы :) ).

Лысина - это безбожно!
(no subject) - ok_66 - Dec. 24th, 2009 06:02 pm (UTC) - Expand
(no subject) - azbukivedi - Dec. 24th, 2009 06:05 pm (UTC) - Expand
(no subject) - pikcel - Dec. 24th, 2009 06:02 pm (UTC) - Expand
(no subject) - azbukivedi - Dec. 24th, 2009 06:04 pm (UTC) - Expand
(no subject) - pikcel - Dec. 24th, 2009 06:16 pm (UTC) - Expand
(no subject) - azbukivedi - Dec. 24th, 2009 06:21 pm (UTC) - Expand
merienn
Dec. 24th, 2009 06:18 pm (UTC)
милая Сарочкаааааааааааа)))) *поет*
azbukivedi
Dec. 24th, 2009 06:20 pm (UTC)
Чего распелась-то? У нас тут серьёзные Хфилософские споры о религии...
(no subject) - merienn - Dec. 24th, 2009 06:47 pm (UTC) - Expand
(no subject) - azbukivedi - Dec. 24th, 2009 06:59 pm (UTC) - Expand
valentyna
Dec. 24th, 2009 06:57 pm (UTC)
ой что тут щас бууудет...

а ты хорошо сказала. я примерно так же думаю, но так четко мысль выразить не умею.
azbukivedi
Dec. 24th, 2009 07:00 pm (UTC)
Да ничего не будет - спорить не с чем. :)
port_en_bessin
Dec. 24th, 2009 07:12 pm (UTC)
замечательный заголовок!
azbukivedi
Dec. 24th, 2009 07:14 pm (UTC)
мне тож нравится. :)
jarko_krasnaja
Dec. 24th, 2009 08:43 pm (UTC)
думаю, верующие не спорят, а спорящие - не веруют
azbukivedi
Dec. 25th, 2009 12:31 am (UTC)
Верующие как раз почему-то очень любят спорить. :)
(no subject) - jarko_krasnaja - Dec. 26th, 2009 04:17 am (UTC) - Expand
(Deleted comment)
azbukivedi
Dec. 25th, 2009 12:32 am (UTC)
Re: Гы :)
Ну что ж вы уж так прям всех. :)
(Deleted comment)
geish_a
Dec. 24th, 2009 09:34 pm (UTC)
"При этом у меня нет ни малейшего желания называть себя атеисткой. Это тоже религия такая. Бога НЕТ, уж я-то ЗНАЮ!"

Да нет, это совсем не так примитивно. Обычно религиозные люди любят называть атеизм религией, но это просто демагогия у них такая.
azbukivedi
Dec. 25th, 2009 12:34 am (UTC)
Это не примитивно, но любое безусловное знание того, что доказать нельзя, есть вера.
(no subject) - geish_a - Dec. 25th, 2009 12:37 am (UTC) - Expand
(no subject) - azbukivedi - Dec. 25th, 2009 12:41 am (UTC) - Expand
(no subject) - geish_a - Dec. 25th, 2009 01:28 am (UTC) - Expand
onkel_hans
Dec. 24th, 2009 09:35 pm (UTC)
Бога нет!
 
tandem_bike
Dec. 24th, 2009 09:39 pm (UTC)
Re: Бога нет!
"и поэтому я, Ханс, такой печальный на юзерпике..."
Да! - onkel_hans - Dec. 24th, 2009 09:50 pm (UTC) - Expand
Re: Бога нет! - azbukivedi - Dec. 25th, 2009 12:34 am (UTC) - Expand
Есть Рождество и Пасха! - onkel_hans - Dec. 25th, 2009 01:01 am (UTC) - Expand
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
( 126 comments — Leave a comment )