?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Мы с вами уже сколько-то раз обсуждали тему «настоящей/щего» себя и притворялок в семейной жизни. И все более или менее сошлись на том, что в чужой шкуре долго не походишь и в чужую дудку долго не подудишь. Если с самого начала человек не может быть (и быть принят) таким, какой он есть, то рано или поздно эту плотину прорвёт, и мало не покажется. Большинство семейных психологов вам примерно это же и скажут.

Я всё ищу нечто подобное для родителей. А нахожу только пляски вокруг детей. На них нельзя кричать, нельзя срываться, нельзя сравнивать с другими детьми, нельзя быть слишком мягкими и не держать слово, нельзя быть слишком жёсткими и мурыжить дисциплиной, нельзя перегружать, нельзя – боже вас упаси, никогда-никогда – говорить что-либо об их личности и способностях в целом (а не о сиюминутном провале) в негативных тонах. Более того, куча текстов ходит по интернету а-ля «скажите ребёнку, что он дурак, и он вырастет дураком». Дай ребёнку пару раз по ушам или по попе – и всё, конец и вам, и ребёнку, и воспитательному процессу, и миру в доме, и вообще планете всей.

Даже оставив в покое методы воспитания детей вплоть до 20-го века (как человечество выжило вообще?), подумаем о нас самих. У вас были идеальные родители? Вот такие, чтоб не срывались, не орали никогда, по ушам никогда, не слишком это, не слишком то, оба были вовлечены в воспитательный процесс и идеально с родительской точки зрения дополняли друг друга? Если да, вы в подавляющем меньшинстве.

(Сразу, в скобках: я не говорю о child abuse и всяких монстрах; речь идёт о нормальных любящих родителях, которые хотят как лучше.)

И ничего, мы все выжили как-то. Если бы все дети, на которых когда-либо орали, вырастали глубоко травмированными неврастениками, а те, кого когда-либо называли болванами и неучами, вырастали тупицами без крохи мотивации, мы бы давно скукожились. Человечество покатилось бы в тартарары.

У детей феноменально гибкая психика. Их эволюция приспособила переживать очень многое. У нас сегодня самое-рассамое психологически разбалованное поколение – им долбят про чувство собственного достоинства денно и нощно. Если у меня ПМС, стресс на работе или просто дурное настроение, и я по какому-то поводу повышаю голос или говорю что-то из серии «ну ты и лентяй, когда за ум возьмёшься, так ничего не добьёшься», мой (на редкость самоуверенный и не страдающий комплексами) старший сын смотрит на меня глазами, полными трагизма, и не без доли патетики произносит: “Mom, you are hurting my feelings!” Угу, в школе научили. Мы даём этим детям больше, чем какое-либо доселе жившее поколение, и мы же страдаем от того, что недодаём. Ах, я не идеальный родитель.

Все известные мне родители подводят теоретическую базу под свой метод воспитания. «Тигры» объяснят вам, почему суровая дисциплина рулит, «кошечки» поведают, что тигры есть зло, и с детьми надо помягче, а «вертолёты» расскажут, сколько малышей похищается в стране каждую секунду и как легко попасть под влияние плохих детей, если не проверять, что они делают каждые пять минут. У нас психика так устроена – надо логически обосновать свой выбор.

И тут я вам скажу крамольное: выбора-то особо нет. Ну нет. Мы живые люди. Мы остаёмся собой. Как не можем играть в чужую игру в браке, так не можем и в родительстве. Читайте хоть 20 книжек про правильное воспитание, вы всё равно останетесь такими матерями и отцами, какими бог/природа/собственное воспитание/среда положит. «Вертолётчица» не может быть другой – она с ума сойдёт на нервной почве, даже если ребёнка её поведение душит. Кошечка не может стать тигрицей – ну не дано. Кстати, вот я хоть и не кошечка, но объективно понимаю, что с младшим сыном надо строже. Меня воспитывали очень расслабленно, и это работало. И с Натаном работает. А Арику нужно другое: строгая дисциплина, контроль, внешняя мотивация. И вот неоткуда мне это взять. Нет у меня твёрдости характера и умения стоять на своём. Я очень слабо фортифицированная крепость, и стены эти уже не укрепить. А крепкой мужской руки рядом нет, и тоже взять особо неоткуда.

И что? Да ничего. Переживёт и это. Что-то недополучит, где-то компенсирует. Нормальный человек вырастет – я в этом не сомневаюсь. Я вообще не сомневаюсь в том, что детская психика компенсирует 90-95% вариаций родительских стилей, потому что психика родителей и детей далеко не всегда совместима и подходит друг другу, как и психика взрослых людей. Хороший пример – ребёнок на 100% пошёл в нынче ненавидимого вами экса/презираемую бывшую жену. Или (впомним эволюцию) в насильника из вражеского племени. Если бы дети это не компенсировали... ну, вы представляете, да. Природа подсуетилась, будьте уверены.

Вы знаете, к чему я в итоге пришла, не только и не столько на своём примере, а вообще так, по сторонам глядючи? Расслабиться надо. Нет, не поймите неправильно, родительство – титанический труд, был и останется. Брак – тоже работа. Любые отношения, собственно (с естественной поправкой на разницу между детьми и взрослыми). Расслабиться в том смысле, что принять себя и свой стиль. Не потому, что так надо и правильно, а потому, что так единствено возможно. Принять свою чрезмерную расслабленность или свою невротичность или свою неспособность не повышать голос и не злиться. (Можно «не принять», комплексовать и мучаться, но вы себя не измените, будете как толстяк на вечной диете.) Посылать всех, кто говорит и пишет, что ребёнок, на которого наорали, вот-прям-инвалид-на-всю-жизнь-с-поломанной-психикой. Орали на 5/6 человечества, большая часть нормальная выросла. Из тех, на которых не орали, вышло немало хрен-знает-кого. И «ты балбес», «ты тупица», «из тебя ничего путного не выйдет» тоже говорили массе вполне состоявшихся и психически здоровых людей. И не говорили куче лузеров.

Мы вырастаем из своего детства. И понимаем, что родители принимали нас такими, какие мы есть, и что у родителей и детей часто неидеальная, мягко говоря, психологическая совместимость, но с дитём же не разведёшься. Как и с родителями – поэтому мы тоже принимаем их такими, какие они есть. Понимаем и принимаем тот факт, что идеального детства и идеального родительства не бывает. Что они делали ошибки. И многие из этих ошибок мы повторим. И наши дети тоже это переживут. И все, кто точно знает как мне или вам правильно воспитывать или не воспитывать собственных детей, идут... ну, ты понял, мужик, да?

Comments

( 420 comments — Leave a comment )
Page 1 of 5
<<[1] [2] [3] [4] [5] >>
yankel
Oct. 15th, 2012 03:46 pm (UTC)
Права абсолютно.
azbukivedi
Oct. 15th, 2012 03:47 pm (UTC)
Просто надоело задавать вопросы о собственном несоответствии. Какая есть. Кому не нравится, ищут другую маму. Чего и всем желаю.
(no subject) - yankel - Oct. 15th, 2012 04:02 pm (UTC) - Expand
(no subject) - anna_i - Oct. 15th, 2012 04:03 pm (UTC) - Expand
(no subject) - dennisgorelik - Oct. 15th, 2012 04:11 pm (UTC) - Expand
(no subject) - azbukivedi - Oct. 15th, 2012 05:02 pm (UTC) - Expand
(no subject) - dennisgorelik - Oct. 15th, 2012 05:37 pm (UTC) - Expand
(no subject) - leprechaun - Oct. 15th, 2012 04:09 pm (UTC) - Expand
(no subject) - geish_a - Oct. 15th, 2012 05:14 pm (UTC) - Expand
(no subject) - yankel - Oct. 15th, 2012 05:29 pm (UTC) - Expand
(no subject) - geish_a - Oct. 15th, 2012 06:59 pm (UTC) - Expand
(no subject) - yankel - Oct. 15th, 2012 07:49 pm (UTC) - Expand
(no subject) - azbukivedi - Oct. 15th, 2012 07:51 pm (UTC) - Expand
(no subject) - yankel - Oct. 15th, 2012 08:05 pm (UTC) - Expand
(no subject) - geish_a - Oct. 15th, 2012 10:01 pm (UTC) - Expand
(no subject) - yankel - Oct. 15th, 2012 10:59 pm (UTC) - Expand
(no subject) - geish_a - Oct. 15th, 2012 11:22 pm (UTC) - Expand
(no subject) - geish_a - Oct. 15th, 2012 10:00 pm (UTC) - Expand
mcarova_voneck
Oct. 15th, 2012 03:48 pm (UTC)
Ура! Спасибо вам! Ура ура ура!
Есть моменты, о которых можно поговорить, но - лишь поговорить. В целом очень согласна.
Как нельзя сравнивать себя с кем бы то ни было, как не надо бы сравнивать ребенка с другими (мужа этим перекормили, он на дух не переносит), так и себя как родителя - нечего сравнивать с другими родителями.
azbukivedi
Oct. 15th, 2012 03:52 pm (UTC)
Сравнивать можно. Мы всё всегда сравниваем. Что-то даже можно пытаться менять - я вот старшего воспитывала интуитивно, это даже не было работой, а с младшим приходится пыхтеть и продумывать ходы. Но я остаюсь собой.
(no subject) - dennisgorelik - Oct. 15th, 2012 04:14 pm (UTC) - Expand
(no subject) - azbukivedi - Oct. 15th, 2012 05:03 pm (UTC) - Expand
(no subject) - dennisgorelik - Oct. 15th, 2012 05:41 pm (UTC) - Expand
(no subject) - azbukivedi - Oct. 15th, 2012 07:48 pm (UTC) - Expand
(no subject) - mcarova_voneck - Oct. 16th, 2012 08:43 am (UTC) - Expand
irina_gp
Oct. 15th, 2012 03:58 pm (UTC)
В самую точку попали!
Работаю с детьми . Это сейчас веяние времени- слово,,нельзя" под запретом!
Недавно папа молодой сказал,что вот так и появляется в жизни многих,,пиз-ц", потому,что многое запрещают Я ему в ответ сказала,что он,при таком ХРЕНОВОМ воспитании, получился не самым плохим человеком!
ДОЛЖЕН ребенок понимать,что можно, а что нет . И как можно раньше
Потому,что его свобода заканчивается там,где начинается моя.
Не потому ли они все так РВУТ на желтый на перекрестках?
kerenlis
Oct. 15th, 2012 05:06 pm (UTC)
мой нерусскоговорящий сосед как то разговаривал с моим мужем и сказал, что нередко проходя мимо нашего дома (мы на земле и двери нараспашку почти весь год), слышит как я говорю детям "нельзя". а что это значит по русски ? когда узнал перевод, сказал, что я слишком строга :)
(no subject) - dennisgorelik - Oct. 15th, 2012 05:55 pm (UTC) - Expand
(no subject) - kerenlis - Oct. 15th, 2012 08:26 pm (UTC) - Expand
(no subject) - azbukivedi - Oct. 15th, 2012 05:08 pm (UTC) - Expand
ilfordhp5
Oct. 15th, 2012 03:59 pm (UTC)
ох только что от души навытыкала своему упертому созданию , посадила в углу на скамейку обдумывать поведение. закрыла в айфоне книжку по воспитанию и, полыхая от гнева, прочла пост. уняла полыхание. прочла еще раз. успокоилась
все верно черт побери. моя мама не была такой, какой выросла я. и это навсегда. ага и развестись со своей демоницей я никогда не смогу . вернее не скажешь.
azbukivedi
Oct. 15th, 2012 05:06 pm (UTC)
У вас тоже демон(ица)? :)
Ох развелось их! Исчадия ада!
dennisgorelik
Oct. 15th, 2012 03:59 pm (UTC)
Как ты реагируешь на "Mom, you are hurting my feelings!"?

Я предлагаю что-нибудь типа: "Be a good boy and I would not hurt your feelings".
ygalperina
Oct. 15th, 2012 04:07 pm (UTC)
Мне моя дочь как то заявила "Mom, you are hurting my feelings!!!" когда я ей сказала, что она задачку по математике неправильно решила. Так я с ней провела беседу на тему ее "feelings", моих "feelings", и "feelings" всех остальных народов на земле. Объяснила, что в математике ваще никаких таких "feelings" нет, ну и т.д.
Вроде бы она поняла. Во всяком случае я это предложение дома с тех пор не слышала
(no subject) - dennisgorelik - Oct. 15th, 2012 04:22 pm (UTC) - Expand
(no subject) - azbukivedi - Oct. 15th, 2012 05:09 pm (UTC) - Expand
(no subject) - duchifat - Oct. 15th, 2012 04:56 pm (UTC) - Expand
(no subject) - dennisgorelik - Oct. 15th, 2012 05:35 pm (UTC) - Expand
(no subject) - azbukivedi - Oct. 15th, 2012 05:09 pm (UTC) - Expand
nepripeva
Oct. 15th, 2012 04:00 pm (UTC)
во многом хороший родитель - довольный жизнью (и собой) родитель.
azbukivedi
Oct. 15th, 2012 05:10 pm (UTC)
Согласна на все 200%
(no subject) - dennisgorelik - Oct. 15th, 2012 05:58 pm (UTC) - Expand
(no subject) - azbukivedi - Oct. 15th, 2012 06:03 pm (UTC) - Expand
(no subject) - zuzlishka - Oct. 15th, 2012 11:10 pm (UTC) - Expand
white16
Oct. 15th, 2012 04:00 pm (UTC)
Принять себе человек, как правило, в состоянии уже натыкавшись на общественные барьеры – которые воспитывают невротизм одновременно его подавляя :)
Минное поле. Как ни сделай.
azbukivedi
Oct. 15th, 2012 05:11 pm (UTC)
Ну, до конца принимать я до сих пор не научилась. Но мы работаем над этим.
Просто столько вокруг комплексообразующего, особенно для родителей, что ужОс.
(no subject) - white16 - Oct. 15th, 2012 05:13 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
azbukivedi
Oct. 15th, 2012 05:11 pm (UTC)
У меня Арик как раз Весы - октябрьский. По-моему, ему только розги подходят :))
(Deleted comment)
(no subject) - nina_goes_solo - Oct. 15th, 2012 06:36 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - nina_goes_solo - Oct. 15th, 2012 07:05 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - nina_goes_solo - Oct. 15th, 2012 07:43 pm (UTC) - Expand
(no subject) - azbukivedi - Oct. 15th, 2012 07:46 pm (UTC) - Expand
(no subject) - nina_goes_solo - Oct. 15th, 2012 07:58 pm (UTC) - Expand
(no subject) - nathalyru - Oct. 15th, 2012 10:59 pm (UTC) - Expand
(no subject) - nina_goes_solo - Oct. 16th, 2012 05:49 am (UTC) - Expand
(no subject) - nathalyru - Oct. 16th, 2012 05:56 am (UTC) - Expand
(no subject) - nina_goes_solo - Oct. 16th, 2012 06:30 am (UTC) - Expand
(no subject) - nathalyru - Oct. 16th, 2012 06:33 am (UTC) - Expand
(no subject) - nina_goes_solo - Oct. 16th, 2012 06:45 am (UTC) - Expand
(no subject) - nathalyru - Oct. 16th, 2012 06:52 am (UTC) - Expand
(no subject) - nina_goes_solo - Oct. 16th, 2012 07:06 am (UTC) - Expand
(no subject) - mcarova_voneck - Oct. 16th, 2012 08:39 am (UTC) - Expand
(no subject) - azbukivedi - Oct. 16th, 2012 11:56 am (UTC) - Expand
dennisgorelik
Oct. 15th, 2012 04:04 pm (UTC)
> А крепкой мужской руки рядом нет, и тоже взять особо неоткуда.

Бойфренд отказывается жить вместе?
azbukivedi
Oct. 15th, 2012 05:12 pm (UTC)
Мы это пока не обсуждаем. У него тоже сын возраста Арика. Они очень разные.
(no subject) - dennisgorelik - Oct. 15th, 2012 05:40 pm (UTC) - Expand
(no subject) - azbukivedi - Oct. 15th, 2012 05:40 pm (UTC) - Expand
(no subject) - geish_a - Oct. 15th, 2012 11:24 pm (UTC) - Expand
(no subject) - azbukivedi - Oct. 15th, 2012 11:33 pm (UTC) - Expand
anna_i
Oct. 15th, 2012 04:04 pm (UTC)
Считай что ты встретила первого родителя, который не подводит теоретическую базу :)
lapot
Oct. 15th, 2012 04:08 pm (UTC)
Чего это первого... нас таких первых *** миллионов.
(no subject) - yankel - Oct. 15th, 2012 04:09 pm (UTC) - Expand
(no subject) - lapot - Oct. 15th, 2012 04:11 pm (UTC) - Expand
(no subject) - zuzlishka - Oct. 15th, 2012 04:16 pm (UTC) - Expand
(no subject) - alinaf - Oct. 15th, 2012 04:08 pm (UTC) - Expand
(no subject) - anna_i - Oct. 15th, 2012 04:17 pm (UTC) - Expand
(no subject) - azbukivedi - Oct. 15th, 2012 05:12 pm (UTC) - Expand
raisaionin
Oct. 15th, 2012 04:07 pm (UTC)
Спасибо, Света! :) Я так понимаю, тебе написать этот пост "музыкой навеяло". :)
А вот скажи мне, пожалуйста, примера ради, в каких словах "посылать далеко"? Так дословно и посылать, или как-то повежливее?:)
А то у меня родня больно обидчевая будет.
azbukivedi
Oct. 15th, 2012 05:14 pm (UTC)
А не надо грубить, это я не предлагаю. Просто вежливо и очень чётко сказать, что своих детей воспитываешь как считаешь нужным. А так сразу нахуй не надо. :))
euminija
Oct. 15th, 2012 04:10 pm (UTC)
Что случилось? Они такие, их иногда хочется в порошок стереть, а мы не знаем как себя вести.
azbukivedi
Oct. 15th, 2012 05:14 pm (UTC)
Когда в порошок стереть хочется, я ухожу в свою комнату и закрываю дверь. И немножко дышу.
mama_sonia
Oct. 15th, 2012 04:15 pm (UTC)
О! Насчет расслабиться и порадоваться за своих детей - вполне согласна. Хотя с основным тезисом о том, что человек не меняется, готова поспорить.
azbukivedi
Oct. 15th, 2012 05:15 pm (UTC)
Конечно меняется. Но не от того, что книжку прочитал о том, как надо (это бывает, я слышала, но ОЧЕНЬ редко). Что-то где-то просто созрело.
gefiltefishka
Oct. 15th, 2012 04:16 pm (UTC)
Именно что - расслабиться. Ага, давайте только о сиюминутных провалах "хвалить". Идиотизм какой-то, чесслово. Младшенький мой все всегда откладывает на последний момент. У него вообще девиз жизни, зачем делать завтра то, что можно сделать послезавтра. Надоела мне эта война жутко. И решила я его проучить - перестала напоминать и стоять над ним с веником. Через месяц, бам! два проекта по прочитанным книжкам одновременно, а конь и не валялся. Вопли из серии "какой я дурак" и "никтоооо меняааааа не любиииииит" не возымели никакого действия на домочадцев и пришлось ему все выходные читать, писать и проектировать. После очередного заявления "я дурак и ничего не могу" объяснила, что его неорганизованность не имеет ничего общего к его умственным способностям и все, что нужно - делать задания вовремя. Результат? Ребенок второй вечер подряд читает не под вопли и не под телевизор. Ессессно, что через какое-то время ему это надоест и нужен будет буст, но жалеть его под вопли о страдающей душе его я не буду. Старшая - противоположность младшему. На прошлой неделе у нее была истерика по поводу бездельника партнера по проекту и 4 на промежуточном сочинении. Ее даже приходится останавливать, а то невротизм сплошной получается. Вот и балансируй тут. А еще дети наши считают, что у нас вне них все время мира и что мы им принадлежим.
azbukivedi
Oct. 15th, 2012 05:17 pm (UTC)
Последняя фраза - ага. Оно самое.

Твой старший и мой старший похожи - очень знакомо.

А вот младший мой просто не сделает. Ему пофиг, хоть двойка. Ему вообще учёба пофиг - это, типа, моя проблема. И по-русски он не говорит вообще. И не заставите. Его вообще очень трудно заставить что бы то ни было. Сражается до последнего. А сам не хочет.
(no subject) - gefiltefishka - Oct. 15th, 2012 06:28 pm (UTC) - Expand
(no subject) - azbukivedi - Oct. 15th, 2012 06:39 pm (UTC) - Expand
(no subject) - gefiltefishka - Oct. 15th, 2012 06:42 pm (UTC) - Expand
(no subject) - marmir - Oct. 16th, 2012 01:45 am (UTC) - Expand
(no subject) - _nette_nata_ - Oct. 16th, 2012 06:09 am (UTC) - Expand
(no subject) - gefiltefishka - Oct. 16th, 2012 06:33 pm (UTC) - Expand
gem_in_i
Oct. 15th, 2012 04:16 pm (UTC)
Именно потому, что ошибки и проблемы все равно будут, нужно работать над собой и не передавать дальше хотя бы ту "горячую картошку", которую осознал.

Вижу полно взрослых людей, которые и рады бы избавиться от последствий родительских ошибок, но не могут. Поэтому - нет, не настолько гибкая психика.

Идеальным родителем стать невозможно, но можно хотя бы уменьшить влияние плохих сторон своего стиля. Да, от срыва раз в месяц никто не умирал, но если ты такой псих, что орешь на ребенка через день, пей успокоительные. Если ты такой "вертолет", что водишь ребенка за руку в десять лет, иди к психологу (и пей успокоительные, ага). Если ты такая "тигрица", что ребенок рыдает над пианино 24х7, то разбирайся, что в вашей консерватории не так.

(Свет, ну ты понимаешь, что "ты" здесь - фигура речи, а не лично к тебе обращение).

В общем, ошибки так или иначе будут, это правда. Но это не повод сделать их меньше. Благо, мы в двадцать первом веке, и методов скорректировать свое поведение не выводя себя из себя наработано достаточно.

Я не согласна, что бОльшая часть вышла нормальной. Может быть, если бы родители перестали орать на детей, люди перестали бы быть психами, которые то воюют, то грызут друг другу глотки за статус, то жрут наркотики разных мастей (от героина до сладких булочек), то... в общем, мир был бы намного лучше.
estoyfeliz
Oct. 15th, 2012 04:54 pm (UTC)
о! +1
(no subject) - azbukivedi - Oct. 15th, 2012 05:18 pm (UTC) - Expand
(no subject) - gem_in_i - Oct. 15th, 2012 11:47 pm (UTC) - Expand
Page 1 of 5
<<[1] [2] [3] [4] [5] >>
( 420 comments — Leave a comment )